Анчар. Вчерашняя перестрелка в офисе Wildberries может стать знаковой для новой российской экономики
Хроника трагических событий среды выглядит следующим образом. В районе полудня 18 сентября сооснователь Wildberries Владислав Бакальчук в сопровождении 20-30 человек охраны приехал в главный офис компании в бизнес-центре «Романов двор». Как пишет ТАСС, когда их не пустили в здание, они начали бить окна, а затем открыли стрельбу, в результате которой погибли двое.
На место приехали полиция и скорая. Были задержаны почти 30 человек. Владислав Бакальчук рассказал, что приехал в офис на запланированные переговоры. В компании Wildberries заявили, что огонь открыли именно люди Владислава.
Как мы уже писали, конфликт вокруг Wildberries начался со странной и неожиданной сделки, о которой было объявлено в июне. Речь об объединении крупнейшего российского маркетплейса Wildberries с крупнейшим оператором наружной рекламы, группой Russ.
Смысловые галлюцинации
Сделка, на кону которой, как можно судить, была неограниченная поддержка развитию новой компании со стороны главы государства, уже разрушила бизнес-семью (да и просто семью) основателей Бакальчуков. А теперь становится яблоком раздора двух влиятельных кланов: со стороны группы Russ это братья Мирзоевы и предположительно стоящий за ними Сулейман Керимов, за «брошенного» женой Владислава впряглись люди, предположительно из окружения Рамзана Кадырова. Во всяком случае один из пострадавших при штурме, Умар Чичаев, оказался жителем Грозного, членом бойцовского клуба главы республики Рамзана Кадырова «Ахмат». А в числе сопровождавших Бакальчука при попытке прорыва в офис оказался бывший районный прокурор из Чечни Анас Эльмурзаев, заявивший о себе как об адвокате бизнесмена. Он утверждал, что у охраны Бакальчука не было оружия и что целью визита был доступ к документам компании. Также, по его словам, Бакальчука сначала доставили в отдел полиции на Арбате, а потом оттуда его «насильно забрали» люди в штатском.
Реальным поводом для визита Владислава Бакальчука с «группой поддержки» в офис Wildberries, похоже, стала ситуация с масштабным строительством складов для маркетплейса, которое ведёт компания «ВБ Девелопмент», которая после перехода Wildberries к новым владельцам осталась под контролем Бакальчука. Он писал, что «„ВБ Девелопмент“ строит более 4 млн квадратных метров складов по всей стране, от Владивостока до Калининграда, общей стоимостью более 120 млрд рублей».
Однако новое руководство Wildberries не только заблокировало финансирование стройки, но и хочет забрать подряды от «ВБ девелопмент», которая якобы не исполняет обязательства по заключенным контрактам, и передать собственной дочерней структуре — «для сохранения темпов возведения новых складских помещений». Кроме того, компания Татьяны Бакальчук и Мирзояна объявила, что готовит иск к «ВБ Девелопмент» на 27 млрд рублей.
У наблюдателей есть ощущение, что за счёт претензий к «ВБ Девелопмент» группа Russ теперь пытается организовать контратаку на Владислава из разряда: «будешь сопротивляться, на тебя еще и десятки миллиардов штрафов повесят».
Конец вольных маркетплейсов
История Wildberries, кажется, ставит крест на романтике отечественного бизнеса, представители которого мечтали строить компании-чемпионы мирового, в крайнем случае национального уровня.
Всё больше крепнет уверенность, что сегодня, когда вся экономика страны переходит в «режим спецоперации», никакой крупный успешный бизнес не может оставаться вне заинтересованного контроля. А за тем, что и где в стране «плохо лежит» (можно не сомневаться) сейчас внимательно наблюдают глаза людей, близких к разным «кремлёвским башням». Силовой и административный ресурс становится решающим аргументом.
Представляется, что именно это наглядно продемонстрировала всем «ягодная» перестрелка. Но это вовсе не «возвращение в «лихие 1990-е», как может показаться, несмотря на признаки рейдерства, убийства, подмены реестров акционеров и делёж «подкрышного» бизнеса.
Тогда, в 1990-е, люди бились за собственность, сегодня собственность никому не нужна, нужен простой «контроль потоков», позволяющий максимизировать прибыль и минимизировать ответственность. Ещё лучше — переложить её вместе с издержками на государство, а самим откачивать операционную прибыль, пока денежный ручеёк не иссякнет.
Очень хотелось бы ошибиться, но представляется, что именно в этом, к сожалению, может заключаться главный смысл явного огосударствления отечественной экономики. Другое дело, что такой подход в духе «после нас — хоть потоп» — токсичен: он отравляет и саму экономику, и атмосферу в обществе...
Впрочем, лучше всего суть явления описал ещё в 1828 году Александр Пушкин в стихотворении «Анчар», посвящённом полулегендарному рассказу о существовании на острове Ява ядовитого дерева Анчар. Вожди местных племён посылали приговорённых к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую использовали для отравления стрел...
Школьников до сих пор учат, что главная идея стихотворения «Анчар» заключается в безразличии власти к жизням обычных людей и его губительности для общества...
Сергей Авдеев
СамолётЪ