ЦБ идёт дальше. Регулятор сделал ещё один шаг к предсказанному им же негативному сценарию
Между тем ещё накануне ничто, казалось, не предвещало повышения ставки — В консенсус-прогнозах РБК и Reuters большинство аналитиков склонялись к тому, что ставка останется на уровне 18%. Важным аргументом в пользу этого были вышедшие в начале сентября материалы самого ЦБ — в частности, доклад «О чем говорят тренды», в котором был сделан акцент на появившиеся в перегретой экономике первые признаки охлаждения.
Правда, уже в среду оптимизма у аналитиков поубавилось: итоговые данные Росстата об инфляции в августе и оперативные данные за первую неделю сентября оказались значительно выше ожиданий. «Вариант повышения до 19% или сразу 20% кажется неизбежным в текущей логике прогнозов и комментариев от ЦБ: инфляция в 2024-м с высокой вероятностью превысит 7%, ЦБ обещал в этом сценарии ставку 20% или выше», — написал экономист Дмитрий Полевой, один из тех, кто до этого считал, что ставку оставят на уровне 18%.
В своем релизе по итогам совета директоров ЦБ написал примерно то же самое. Инфляционное давление остается высоким, и годовая инфляция по итогам 2024 года, вероятно, превысит июльский прогнозный диапазон ЦБ 6,5–7,0%, признал регулятор. Фундаментальные причины перегрева в экономике никуда не делись — рост внутреннего спроса всё ещё значительно опережает возможности расширения предложения. Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста остается значительным.
Замедление роста — не охлаждение
Главное, о чём говорит решение ЦБ и комментарии Эльвиры Набиуллиной, — ЦБ пока не рассматривает наметившееся замедление роста экономики как охлаждение перегрева, наблюдающегося в последние год-полтора.
Российская экономика перегревается, работая на пределе своих возможностей, из-за высоких военных расходов бюджета — накачивание деньгами ВПК привело к резкому росту доходов населения и рекордному снижению безработицы. В результате в экономике возник аномально высокий спрос, за которым не успевает предложение, — это и вызывает ускоренный рост цен.
Во втором квартале рост экономики несколько замедлился, признал ЦБ в своем пресс-релизе. В частности, впервые снизился индикатор текущих оценок бизнес-климата, который отражает ожидания предприятий по спросу, производству и т.д. Но это замедление, вероятно, в основном связано не с охлаждением внутреннего спроса, а с нарастанием ограничений на стороне предложения и снижением внешнего спроса, говорится в сообщении. Компании могут рассматривать замедление темпов роста как временное, так как ожидания всё ещё указывают на сохранение высокого уровня оптимизма.
На пресс-конференции после заседания Эльвира Набиуллина пояснила, о каких ограничениях идёт речь. Она сказала, что предложение товаров и услуг ограничивали проблемы с логистикой и трансграничными расчётами из-за санкций. В недавнем бюллетене «О чём говорят тренды» аналитики ЦБ также называли в качестве возможных причин замедления роста ограничения рынка труда, неблагоприятные погодные условия, которые уменьшили выпуск продукции сельского хозяйства, и простой отдельных НПЗ (причину его ЦБ не называет).
Если причина замедления роста — шоки предложения, то об устойчивом охлаждении перегретой российской экономики говорить еще рано. Охлаждение спроса транслировалось бы в снижение инфляции, но его нет, отметила Эльвира Набиуллина. А замедление роста из-за проблем на стороне спроса может привести только к дальнейшему увеличению ставки. В этом случае денежно-кредитные условия должны быть более жёсткими, сказала Набиуллина, объясняя пятничное (а возможно, и будущее октябрьское) повышение ставки. ЦБ в своем заявлении допустил возможность повышения ставки и на следующем заседании 25 октября (тогда же будет обновлен и макропрогноз, в том числе по инфляции).
Всё ближе к негативным сценариям
Предположения о том, что российская экономика начала охлаждаться, пока не подтверждаются. Это значит, что инфляция и ставка будут оставаться высокими долго — ситуация развивается всё ближе к негативным сценариям ЦБ.
Напомним, что совсем недавно Банк России сформулировал несколько сценариев для российской экономики на ближайшие три года. Всего сценариев четыре: базовый и три альтернативных. Отличаются они условиями — так, рисковый сценарий включает новый глобальный кризис и падение мировой экономики уже в 2025 году, а дезинфляционный подразумевает успешность внутрироссийских инвестиций и рост производительности плюс потенциала экономики.
При этом базовым, то есть наиболее вероятным, ЦБ считает достаточно оптимистичный сценарий, предполагающий, что рост экономики на протяжении трёх лет постепенно увеличивается с 1% до 2%, инфляция находится около 4%, а ключевая ставка поэтапно снижается до нейтрального уровня — около 8%.
Но на самом деле, полагают эксперты, самыми реалистичными и скорее даже почти базовыми становятся инфляционные риски.
В последние месяцы росли инфляционные ожидания граждан — в августе они прогнозировали 12,9% инфляции в ближайший год. Спрос начал тормозиться, но оставался высоким, склонность к сбережениям не усилилась — в 2022 году россияне сберегали 8,6% денежных доходов, а при росте зарплат в 2023-м — только 7,4%. Сворачивание льготной ипотеки повлияет на рынок, но скорее через год-два, чем сейчас, — строителям нужно достраивать имеющиеся проекты.
Пожалуй, сюда стоило бы добавить проблему, которая уже на повестке дня и которая лишь кратко упомянута в проинфляционном и рисковом сценариях. Активное внедрение вторичных санкций со стороны США уже привело к заметному усложнению расчётов с торговыми партнерами, поэтому российская экономика может столкнуться с падением импорта, что окажет негативное влияние и на темпы роста — часть комплектующих невозможно заменить или производить в России.
Подготовил Илья Неведомский
СамолётЪ