Охота на блогера. К чему нужно быть готовым российским пользователям
Речь, впрочем, не только о властях Франции и России — во многих странах вопрос контроля социальных сетей стоит остро. При этом в одних странах, таких, как Саудовская Аравия, Китай, Турция, власти практически решили этот вопрос. В других (Франция, Россия) он находится в стадии поиска решения.
Ошибка Роскомнадзора
Накануне выходных Роскомнадзор готовился стремительно решить все вопросы с очень быстро принятым в июле-августе законом, призванным деанонимизировать русскоязычные телеграм-каналы. В четверг, 5 сентября, ведомство опубликовало проект приказа, из которого следует, что блогеров обяжут публиковать в открытом реестре свои контактные данные и другую информацию. Правда, как обеспечить выполнение этих требований, объяснено не было.
В документе говорится, что администраторы таких каналов должны будут отправлять в РКН для внесения в реестр следующую информацию: название и URL канала; ФИО его автора; номера телефонов и адреса электронной почты, использованные при создании и ведении канала; IP-адреса, с которых создавался и велся канал. Реестр будет публичным — то есть узнать контакты авторов в несколько кликов смогут все желающие.
Этот документ тут же попал под шквал критики z-блогеров, которая, похоже, стала полной неожиданностью для РКН, который уже к вечеру пятницы удалил проект своего приказа. Заявив при этом, что документ был опубликован преждевременно «в связи с технической ошибкой».
Популярный провоенный телеграм-канал «Военный осведомитель», например, назвал требования Роскомнадзора «анекдотичными».
«Странно, почему не просят адрес проживания с геолокацией, чтобы противник мог затем украсть эти данные и использовать в своих целях (как уже происходило в случае с десятками других слитых баз)».
Но несмотря на то, что первая «атака» РКН была отбита, вряд ли ведомство отказалось от планов деанонимизации. Никто ведь не отменил требование новой редакции закона об информации — про идентификацию блогеров с аудиторией более 10 тысяч человек.
Просто кавалерийский наскок будет заменён осадой — у Роскомнадзора есть чуть меньше двух месяцев в запасе для подготовки нового или повторного внесения того же самого проекта. Реестр «десятитысячников» по закону должен быть создан к 1 ноября 2024 года...
Что Павел Дуров нам готовит?
А вот у французских властей, кажется, лучше получается давление на основателя Telegram Павла Дурова. Во всяком случае в пятницу, 6 сентября, Дуров, находясь под подпиской о невыезде после задержания во Франции, опубликовал в своем телеграм-канале обещание улучшить модерацию платформы. О чём идёт речь?
Основатель площадки, например, заявил, что намерен «перевести модерацию в Telegram из области критики в область похвалы». Очевидно, пойдя если не на сотрудничество с властями, то начав учитывать ряд их пожеланий.
К примеру, по словам Дурова, Telegram уже удалил функцию «Люди рядом», которую использовало менее 0,1% пользователей. Она, по словам Дурова, стала причиной проблем с ботами и мошенниками. Вместо неё компания запустит функцию «Бизнес рядом», у пользователей которой будут отображаться проверенные компании, которые смогут размещать каталог со своими товарами и принимать платежи.
Дуров также сообщил, что отключена возможность загрузки контента в инструмент для ведения блогов Telegraph, которым, «по-видимому, злоупотребляли анонимные пользователи».
За день до заявления Дурова издания TechCrunch и The Verge опубликовали информацию о том, что Telegram изменил собственную политику модерации данных и «незаметно» удалил формулировку со своей страницы часто задаваемых вопросов (FAQ), в которой говорилось, что приватные чаты защищены от запросов на модерацию. Некоторые СМИ расценили это как признак того, что площадка начнет модерацию незаконного контента в приватных чатах по запросам пользователей.
Но в Telegram опровергли эту информацию, сообщив, что сервис не менял политику модерации в отношении приватных чатов.
Директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков сказал в комментарии РБК, что под приватными чатами Telegram скорее всего имеет в виду не секретные, а закрытые групповые чаты. Секретные же чаты работают со сквозным шифрованием. Это означает, что переписка хранится на устройстве пользователя, минуя сервер, то есть Telegram не имеет к ней доступа.
«Модерация работает по жалобам пользователей. Видя, что платформа Telegraph была сильно защищена от порнографического контента, предполагаю, что у мессенджера есть собственная автоматическая система поиска противоправных материалов», — предполагает Зыков.
По словам гендиректора Института исследований интернета Карена Казаряна, модерация в соцсетях (а Telegram скорее надо относить к ним) почти всегда двухэтапная: сначала автоматизированные системы, которые по критериям анализируют данные пользователей, хранящиеся на сервисе, далее — работа модератора. CSAM и другой незаконный контент отлавливается автоматически, рассказывает эксперт. По его наблюдениям, в Telegram такой модерации сейчас нет.
На фоне происходящих событий Telegram будет уделять больше внимания вопросам безопасности, в том числе борьбе с терроризмом, уверен руководитель департамента аудита и консалтинга компании F.A.C.C.T. Александр Соколов. И это, по его мнению, может негативно отразиться на конфиденциальности пользователям. Он советует использовать для конфиденциальной и чувствительной информации специальные немассовые решения для передачи данных, которыми пользуются организации, работающие с чувствительной информацией.
Чем дальше в лес, тем толще партизаны
Временный откат с приказом о регулировании «блогеров-десятитысячников» не должен вводить в заблуждение — государство не отступится в своём стремлении зарегулировать блогосферу, уверен автор Forbes Дмитрий Бескромный. Правила будут доработаны, в результате чего мы получим совершенно новое медиапространство, реализованное на основе гибридного сценария, в котором будет учтён опыт разных стран, с геополитическим позиционированием, сходным с российским:
«Полагаю, что из турецкого законодательства мы возьмем систему мониторинга деструктивного и незаконного контента, а также уведомления площадок о необходимости ограничения доступа к конкретному ресурсу в течение 24 часов. Также стоит ожидать и использования решений на базе ИИ для мониторинга и определения нарушителей закона», — пишет Бескромный.
Из китайского опыта, по его мнению, уже кое-что внедряется — например, стремление государства ограничить доступ к провайдерам VPN-сервисов, которые не регистрируются в России. Это логика «Великого китайского файервола», задача которого заключается не в полном цензурировании интернет-ресурсов, а скорее, в максимально возможном затруднении доступа к ним. Если пользователи достаточно мотивированы, они смогут обойти запреты и получить доступ к информации с помощью платных сервисов. Просто и в Китае, и в России таких людей относительно немного.
От Саудовской Аравии, вероятно, российское руководство возьмёт систему лицензирования контента в некоторых сферах. Эксперт полагает, что будут выделены наиболее чувствительные отрасли, для работы в которых блогеров обяжут получать лицензию. Возможно, это будет медицина, образование и психология, что соотносится с курсом властей на борьбу с инфобизнесменами.
«Государство сейчас начинает в ускоренном режиме регулировать быстрорастущий рынок, на который вообще не распространялись никакие правила. Поспешность в этом вопросе может вскрыть множество проблем и создать дополнительные трудности для добросовестных авторов контента», — резюмирует автор издания.
Подготовил Илья Неведомский
СамолётЪ