Шутка архитектора. «Деревянный» дизайн-код Череповца отменяется?
Помнится, первые робкие попытки внедрить «деревянно-реечный» дизайн-код в Череповце начались где-то на исходе «десятых» годов. В то время главным архитектором города недолгое, правда, время был нынешний главный архитектор Вологды Денис Поздняков. И при нём в недрах городского управления архитектуры родились первые эскизы фасадов и малых архитектурных форм с тем самым «реечным» дизайном. Позднее выяснилось, что никакого такого дизайн-кода бывший главный архитектор и не предлагал, а изображения появились ситуативно — надо было что-то быстро изобразить.
Но в мэрии и городской Думе эти случайные наброски были восприняты всерьёз. Помнится, как ревностно некоторые депутаты защищали «реечный» стиль, неожиданно вступивший в 2019 году в противоречие с идеями дизайн-кода, разработанного для «Северстали» студией Артемия Лебедева. В числе прочего, в порядке благотворительности, компания предложила городу лебедевский же проект остановочного павильона на улице Мира, 30, напротив своего заводоуправления. Тогда лаконичная модульная конструкция из металла и поликарбоната вызвала резкую реакцию членов Градостроительного совета. Главная претензия — остановка противоречит дизайн-коду Череповца, в котором активно используется не металл, а дерево, в частности деревянные рейки-ламели.
Лебедев тогда, несмотря на использование ненормативной лексики, довольно мягко и спокойно ответил своим критикам в соцсети. В основе этого ответа лежала очень простая мысль о том, что главной фишкой очень немаленького и даже достаточно динамично (насколько это возможно в российских реалиях) развивающегося города остаётся его завод. На заводе кипит настоящая жизнь, завод зарабатывает деньги, даёт работу людям, там идут завораживающие своей мощью и красотой технологические процессы, посмотреть на которые теперь уже начали водить туристов. И там же, на ЧерМК, пробуют самый современный индустриальный дизайн, на который кривят рот «эксперты» архитектурного совета.
Благодаря которым, в том числе, город остаётся довольно серым и унылым заводским посёлком, которым он был и 60 лет назад. Несмотря на Ледовый дворец, торговые центры, новые жилые кварталы за Шексной, или что ещё могут привести члены архитектурного совета в подтверждение тезиса, что Череповец — современный город. Любопытно здесь то, что подобное заблуждение — «современный город = небоскрёбы» — характерно не только для Череповца.
Мнение дизайнера предсказуемо было проигнорировано и к началу 20-х годов «реечный» стиль на самом деле стал частью городского дизайн-кода. Особенно наглядно он был растиражирован в автобусных остановках, которые стало почти в промышленных масштабах производить муниципальное предприятие «СпецАвтоТранс». Это на самом деле было очень дёшево (рейки, болты и поликарбонат) и очень «сердито».
За короткий срок подобными павильонами был уставлен весь город. Правда, с приходом нового руководства области этот проект оказался под большим вопросом.
У врио губернатора есть своё представление о том, как должны выглядеть внешне населённые пункты Вологодчины, включая и его родной Череповец, который Георгий Филимонов категорически не хочет видеть «уездным» городом с местечковым дизайном.
И, что интересно, видение главы региона оказалось ближе к тому, что четыре года назад предлагал Артемий Лебедев — не дерево, а стекло и сталь, в сопровождении современного освещения, видеонаблюдения и табло с прогнозом прибытия транспорта...
Подобные павильоны уже устанавливаются в Череповце, а деревянное творчество местных муниципальных умельцев планируют вынести на городские окраины или вовсе отдать небогатому Череповецкому району.
Население города, судя по реакции на объявление мэра Вадима Германова, оказалось в большом недоумении от такой резкой «смены концепции».
Хочется, однако, надеяться, что новый городской дизайн положительно скажется на здоровье населения. Специалистами доказано, кстати, что его, здоровья, укреплению способствует более широкий доступ к зелёным насаждениям и большая свобода передвижения, ассоциированые с меньшей частотой депрессии и повышенной физической активностью.
Сергей Авдеев
СамолётЪ