Не рабоче-крестьянское государство. России катастрофически не хватает «синих воротничков»
ЦМАКП рассчитал, что в России слишком много выпускников вузов и слишком мало выпускников колледжей и училищ, этот дисбаланс сохранится до 2035 года.
Базой расчётов Центру послужил средний вариант демографического прогноза (население 141,2 млн человек в 2035 году), рост ВВП в среднем на 3,5% в год и инерционные тренды производительности труда. Вне контекста исследования осталась трудовая миграция и СВО. Результат расчётов — суммарный избыток выпускников вузов в 2,7 млн человек (220 тысяч в год в среднем) и дефицит выпускников колледжей и училищ в 3,6 млн человек (300 тысяч в год).
Структурные дисбалансы
Подводя итог, эксперты констатируют: российская система профобразования «полностью не готова к эффективному ответу на имеющиеся и перспективные вызовы». Это проявляется в «мощнейших структурных дисбалансах» как по уровням системы образования, так и по группам профессий и специальностей.
В избыточном (в целом) высшем образовании останутся островки высокого спроса, прежде всего в IT-специальностях (особенно информбезопасности), нанотехнологиях, разработке для ВПК, архитектуре и фармакологии. Наименее востребованы будут гуманитарные специальности — политические науки с регионоведением, СМИ, языкознание и литературоведение.
Выводы ЦМАКП соответствуют картине кадрового дефицита в российской экономике и перекликаются с другими расчётами. К примеру, Минтруд недавно оценил дополнительную потребность в кадрах в 2,4 млн человек к 2030 году — «это в основном рабочие специальности».
По мнению экспертов РБК, ЦМАКП преувеличил избыток выпускников вузов и недоучёл трудоустройство по смежным специальностям. Кроме того, конкурс в два-три человека на место — это нормально, при меньшем работодатель лишается выбора.
Человек умелый набивает цену
«КоммерсантЪ» считает прогноз ЦМАКП «превью» готовящегося прогноза Минтруда — они исходят из одних данных. И этот прогноз важен, потому что по нему правительство будет корректировать контрольные цифры приема в вузы по потребностям работодателей в соответствии с нацпроектом «Кадры».
То, что в России больше всего не хватает именно «синих воротничков», стало общим местом — именно они участвуют в спецоперации на Украине и работают в три смены на военных заводах. Оценка дефицита говорит о том, что негативные для экономики тренды рынка труда сохранятся минимум в среднесрочной перспективе.
Тенденцию расширения «сектора задач» оплачиваемого правительством«, которая сокращает предложение рабочей силы в экономике в прогрессии, отмечает и экономист Дмитрий Прокофьев:
«Представьте себя правителем, у которого есть сто единиц рабочей силы, — пишет он своём Телеграм-канале. — Каждая из этих единиц занята в производительном секторе экономки, или, проще говоря, „кормит себя своим трудом“.
Допустим, вы взяли одну такую единицу, и поручили ей „выполнение задач“. ОК, вы сократили предложение на рынке труда и увеличили нагрузку на оставшиеся 99 единиц. Но в какой пропорции?
Вашу „единицу, выполняющую задачу“, нужно кормить, одевать, куда-то поселить, и снабдить техникой.
Сама первая единица больше ничего не производит, а только потребляет ресурсы, в том числе и трудовые ресурсы оставшихся 99-ти.
Примем — для простоты — что на „единицу, выполняющую задачи“, будет работать ещё 4 единицы — одна кормит, другая одевает, третья строит для первой дом, четвёртая — производит технику. То есть, изъяв „для выполнения задач“ одну трудовую единицу, мы, фактически сократили предложение труда в производительной экономке на 1+4=5 единиц.
У вас осталось 95 единиц, и вы решили поручить „задачи“ ещё одной единице. Соответственно, вы изъяли из производительной экономики ещё 1+4 единицы, в дополнение к предыдущим пяти. И у вас на рынке труда осталось уже 90. Ещё одна единица в строю — и ещё 4 долой с производства. Осталось уже 85 — с сокращением выпуска.
Вы скажете — ну и что, те 15 все равно заняты „реальным делом“.
А то, что для экономики имеет значение не абстрактное „производство чего-то там“, а конечное потребление людей — если оно сокращается или деградирует — значит, реального роста экономики нет, какие бы цифры вы не рисовали».
Довольно простое правило для кадрового дефицита, остающегося проблемой № 1 в России, зафиксировал в своей монографии («ПОСТ-СССР: экономика, занятость и демография, 2023») экономический историк, д.э.н., сотрудник ВНИИ Труда Минтруда РФ Алексей Кашепов:
«Когда в рыночной экономике возникают кадровые дефициты, они быстро компенсируются ростом заработной платы. Заниженная заработная плата вызывает зеркально противоположный эффект — дефицит кадров. С макроэкономической точки зрения (согласно теории А. Пигу), заниженная оплата труда создавала основу для избыточного спроса на труд, дефицита трудовых ресурсов, как закономерности».
Аномально низкая безработица при завышенных зарплатах означает не только разгон инфляции, но и рекордную текучку. В 2023 году до трети всех работников крупных и средних российских предприятий сменили место работы в погоне за повышенной зарплатой. Бизнес, не получивший военного допинга, потерял возможность платить по перегретому рынку...
Подготовила Марина Мельникова
СамолётЪ