Голос мёртвого человека. Государство сможет использовать голоса умерших людей в общественных интересах
Об этом в пятницу сообщили «Ведомости», которые ознакомились с актуальной версией документа.
Законопроект вносит изменения в первую часть Гражданского кодекса (ГК). Согласно документу, обнародование и дальнейшее использование голоса гражданина допускается только с его согласия. А после его смерти записи голоса могут использоваться лишь с согласия детей или супруга, а при их отсутствии — родителей.
За одним исключением — монопольное право на использование голоса мёртвого человека законопроект оставляет за государством. В документе указано, что согласия родственников не потребуется для использования записи голоса покойника в государственных или общественных интересах, если эта запись при жизни гражданина производилась за плату или в публичных местах.
Один из авторов законопроекта член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин обосновывает его необходимость потребностью в защите голоса от неправомерного использования и создания дипфейков на основе его записей.
«Если голос гражданина, воссозданный с помощью специальных технологий, получен или используется в интернете с нарушением закона, гражданин вправе требовать удаления этой записи, а также пресечения или запрещения ее дальнейшего использования и распространения», — пояснил «Ведомостям» Шейкин. По его словам, ответственность за нарушение ГК может включать в себя возмещение убытков или вреда (имущественного, физического, морального), уплату неустойки, приостановление или прекращение соответствующей деятельности, а также возврат неосновательного обогащения и т. д.
Подтверждая актуальность законодательной инициативы, управляющий партнёр юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина отмечает, что речевые особенности человека вообще никак не охраняются законом ни в России, ни в других странах с развитой системой права, ни какими бы то ни было международными соглашениями. Объектом права является только фонограмма, созданная с использованием голоса, при этом правообладателем, как правило, выступает её создатель либо тот, кому переданы на неё права, поясняет юрист.
С принятием законопроекта появится чёткая законодательная база для разрешения споров в области прав на голос, говорит сооснователь компании Parodist AI Владимир Свешников. Сейчас существуют разные трактовки, например, по вопросу о том, кому принадлежит воспроизведенный нейросетью голос человека, продолжает он.
«Принадлежит ли он человеку, чей голос был клонирован, или разработчикам нейронной сети? Если закон начнет это регулировать, то это значительно облегчит работу в этой сфере».
Характерным примером такого спора считается иск, поданный в конце 2023 г. актрисой Скарлетт Йоханссон против приложения Lisa AI: 90’s Yearbook & Avatar, работающего на основе ИИ. Причиной разбирательства стал 22-секундный рекламный ролик, опубликованный на странице приложения в соцсети. Обвинение строилось на том, что при создании видео были использованы реальные кадры с Йоханссон со съемок фильма Marvel «Черная вдова» и ее голос, переработанные нейросетью. Сама актриса в съемках рекламы не принимала участия и не давала согласия на использование своих изображений и голоса.
В мае OpenAI представила новую версию генеративного искусственного интеллекта GPT-4o. Нейросеть научилась петь, менять интонацию голоса и распознавать эмоции пользователя. Один из голосов — Sky — многим напомнил персонажа Скарлетт Йоханссон — Саманту из фильма «Она», по сюжету которого мужчина влюбляется в ИИ. Актриса рассказала, что OpenAI дважды предлагала ей сотрудничать, но она отказалась.
Всего у GPT-4o пять вариантов голоса, раскрывать, кому они принадлежат, OpenAI отказалась. При этом 20 мая компания решила приостановить использование голоса Sky «из уважения к миссис Йоханссон».
Ожидается, что новый закон поможет в борьбе с телефонными мошенниками. Известно, что сейчас самой популярной мошеннической схемой с использованием синтеза голоса стала отправка сгенерированных голосовых записей жертве с целью убедить её перевести деньги злоумышленникам.
У нового законопроекта есть и критики. Например, заместитель директора ЦК НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе ТУСУР Руслан Пермяков, полагающий, документ Совфеда избыточным, поскольку использование голоса уже подпадает под регулирование закона 1520-ФЗ «О персональных данных» и 572-ФЗ «О биометрических данных». Оба закона требуют обрабатывать данные, в том числе голос, только с согласия субъекта, отмечает эксперт.
Кроме того, законопроект «Об охране голоса» не предусматривает меры ответственности за неправомерное использование записи голоса. Но есть и другой законопроект, разработанный главой комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославом Ниловым (ЛДПР). Он предусматривает внесение поправок в УК РФ, определяющих наказание за противозаконное использование изображения или голоса, а также биометрических данных граждан. Этот документ также пока не внесён в Госдуму.
Антон Юрьев
СамолётЪ