Слушай, товарищ…

 

 

 

Агрессия перевооруженной и заново обученной в ходе недавних крупномасштабных учений США и странами НАТО грузинской армии против России, Южной Осетии и, возможно, Абхазии этим летом становится практически неизбежной. Такой вывод напрашивается из непредвзятого анализа всего комплекса внешне и внутриполитических событий последнего времени.

 О подготовке к войне свидетельствует целый ряд фактов. Это и уже упомянутое усиление военно-технического сотрудничества Грузии и НАТО. Это открытый конфликт сторон в ОБСЕ и ООН, когда при обсуждении вопроса о продлении мандата миссий наблюдателей в Южной Осетии и Абхазии целый ряд стран НАТО (США, прежде всего) предложили неприемлемую для России формулировку, фактически отрицающую факт суверенности этих территорий. В ответ Москва вынуждена была наложить вето.
 

Почти сразу же прогремел нашумевший взрыв в Ингушетии – дерзкое, но не совсем удачное покушение на президента республики Юнус-бека Евкурова, по мнению многих обозревателей, явно должно было стать детонатором очередного витка напряженности на Северном Кавказе. При всей справедливости критики «кавказской» политики Кремля, до сих пор не сумевшей преодолеть «корневые» причины региональной нестабильности – бедность, безработицу, дикую коррумпированность и произвол местных чиновников – трудно все же не заметить здесь след внешней «третьей» силы.
 

Уж очень стратегически заманчивой выглядит потенциальная возможность посильнее разжечь очаг вооруженного противостояния по эту сторону Большого Кавказского хребта, сковав и значительную часть российский Вооруженных Сил, и боеспособные чеченские батальоны, которые в прошлом августе наводили настоящий ужас на грузинских военных. Кстати, в этой связи весьма подозрительными выглядят и покушения на обоих братьев Ямадаевых, с чрезвычайной поспешность приписанные и «мировой общественностью», и отечественной оппозицией к «делу рук» Рамзана Кадырова и российских спецслужб.
 

Недавно в Сухуме побывал высокопоставленный британский дипломат, который был принят высшим руководством страны. Напомним, что и перед войной в августе прошлого года власти в Сухуме поддерживали контакты с западными эмиссарами, и только быстрая и эффективная победа РФ в той войне остановила вовлечение абхазской администрации во главе с президентом Сергеем Багапшем в орбиту США и НАТО.
 

На определенные выводы наводит и назначение новым послом США в Грузии бывшего руководителя оперативного отдела Госдепа по защите американских граждан за рубежом в условиях конфликтов Джона Басса.
 Наконец, во вторник. 23 июня в Москву прибыл специальный представитель Евросоюза Пьер Морель. Этот визит фактически совпал с очередным заявлением International Crisis Group (ICG), считающейся близкой к разведуправлению Минобороны США. Заявление ICG больше похоже на ультиматум, предъявленный властям России, от которых требуют убраться из Южной Осетии и Абхазии под угрозой новой войны на Кавказе.
 

Под угрозой возможности возобновления боевых действий Запад требует от России отозвать вето в СБ ООН и согласиться на продолжение миссии ООН и ОБСЕ в Грузии, «в том числе в Южной Осетии и Абхазии», вывести войска из Ленингорского района Южной Осетии и Кодорского ущелья Абхазии, разрешить мониторинговой миссии ЕС в Грузии свободно передвигаться по РЮО. Властям Республики Южная Осетия и Абхазия  в свою очередь предписано открыть свою территорию для международных военных и гражданских миссий, открыть доступ «спонсируемым западными правительствами» международным организациям и соответствующим образом изменить местное законодательство.
 

Евросоюзу, США, Совету Европы и международным организациям ICG рекомендует начать «расследование военных преступлений», заморозить право РФ на голосование в ПАСЕ, пока Москва не выполнит требования Запада, поощрить Международный олимпийский комитет «изучить вопрос о безопасности Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, при условии отсутствия эффективного режима безопасности в Абхазии», расширить роль европейской миссии наблюдателей в регионе.
 

Понятно, что ультимативные рекомендации ICG не могут быть и не будут приняты президентом РФ Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным. И военные эксперты открыто говорят о необходимости готовиться к новому вооруженному конфликту.
 «В дестабилизации обстановки, - заявил РБК daily президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, - заинтересованы многие - от грузинской элиты и ее зарубежных покровителей до корпораций, которые должны были быть головными структурами организации Олимпийских игр в том случае, если бы те состоялись не в России. Американцы очень заинтересованы в том, чтобы выдавить РФ с Южного Кавказа, а затем поджечь «бикфордов шнур» на Северном Кавказе. Подрывные и провокационные действия, теракты на границе, на море, на российской территории будут продолжаться».
 

 Если дело дойдет до вооруженного противостояния, то акцент будет сделан на уничтожение ракетным и артиллерийским огнем российских погранзастав в РЮО и Абхазии, захват Ленингорского района РЮО и стратегических коммуникаций, нанесение РФ «неприемлемого» урона в живой силе, технике и авиации. Параллельно с подготовкой и началом войны, а также после завершения боевых действий произойдет резкая активизация западной и грузинской дипломатии, в первую очередь в Абхазии, которая является слабым звеном российской политики на Кавказе.
 

Учитывая вероятность подобного негативного для Москвы, Цхинвала и Сухума сценария, эксперты говорят о необходимости для руководства РФ отказаться от сокращения своих военных группировок в РЮО и РА, максимально укрепить военные объекты на территории новых государств, обеспечив им прикрытие с воздуха с целью минимизации жертв на начальном и самом тяжелом этапе войны. Нужно проявить политическую волю и предоставить право грузинским осетинам, азербайджанцам, армянам, мингрелам и другим народам Грузии право на самоопределение. Кроме того, необходимо подтвердить курс на содействие независимости Абхазии и углубление всестороннего сотрудничества с республикой, заручиться поддержкой широких слоев абхазского населения, отказавшись при этом от меркантилизма, узкоклановых и колониальных подходов.
 

Укреплению позиций РФ на Кавказе будет способствовать и запланированный на лето визит в Абхазию премьер-министра РФ Владимира Путина, считает эксперт Российского института стратегических исследований Александр Скаков.

Илья Неведомский

Кстати:

 Кавказский конфликт помимо вполне явных корыстных экономических интересов имеет свои более глубокие геополитические и идеологические основания.
 - Я считаю, - заявил в недавнем интервью русской службе «Голоса Америки» американский политолог Николай Злобин, - что сейчас складывается бесполярный мир, мир без влияния одной экономической и политической силы, мир, где большие страны утрачивают контроль за глобальной повесткой дня, где региональные проблемы и конфликты выходят на первый план. Иран, Ирак, Северная Корея, Ближний Восток, Абхазия, Южная Осетия, Косово. Задача - попытаться понять новые тенденции, и использовать открывающиеся возможности. Кто успеет это сделать успешнее, тот станет, на мой взгляд, лидером в мире, кому не удастся - останется на вторых ролях.
 В условиях глобального экономического кризиса, прямо влияющего на один из основных «источников силы» в современном мире – количественные показатели экономики, влияние Запада (и Америки, в том числе) сокращается. Это не может не беспокоить властные (и не только) элиты.
 Такая обеспокоенность выражена, например, в представленном конгрессу США научном исследовании под эгидой Freedom House, приуроченном к 20-й годовщине подавления студенческих выступлений на площади Тяньаньмынь в Пекине.
 Авторы - ученые ведущих американских научных центров, профинансированные Freedom House, Radio Free Europe/Radio Liberty и Radio Free Asia – организациями, получающими средства напрямую из бюджета США.
 В докладе прямо говорится, что у демократического мира появилась новая угроза – ось авторитарных государств нового типа, состоящая из России, Китая, Ирана и Венесуэлы. Причем, бьют тревогу авторы доклада, ситуация куда более «печальна», даже в сравнении с периодом «холодной войны»: авторитарные государства теперь не закрыты от мира, но, наоборот, интегрированы в него экономически и институционально. Это несет угрозу: «управляя авторитарными методами своими странами, они подвергают эрозии международные правила и стандарты, выработанные демократиями за десятилетия». Это создает риск «экспорта нестабильности», предупреждают авторы.
 Странам традиционной демократии авторы исследования рекомендуют найти «общий подход» в отношении стран нового авторитаризма.
 Поиск уже ведется: «цветные» революции, прямая вооруженная агрессия… Что дальше?

Фото – ИТАР-ТАСС, inosmi.ru


Поделиться
Отправить