«Антихрупкость» государства Путина. Эксперты ФоРГО назвали задачи которое Россия будет решать после выборов президента
Она, по мнению авторов, в текущем своём состоянии может своевременно реагировать на изменения среднесрочных целей, комбинируя их в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды, обладая механизмом реагирования на новые угрозы и риски.
Время правления действующего президента докладчики назвали «эпохой», подчеркнув, что Владимир Путин находится у власти дольше, чем многие российские цари, и выразив надежду, что его система будет «пролонгирована».
Основными вехами этой эпохи, как отмечено в докладе, стали:
Реформы, охватившие первый срок правления действующего президента (до 2004 года), во время которых произошло усиление центральной власти и сокращение субъектности и ресурсность местных властей, в первую очередь губернаторов.
«Заметными вехами признаются наделение президента правом отрешать глав, их „удаление“ из Совета Федерации, федерализация органов внутренних дел, а также объявление Конституционным cудом, что у республик нет и не может быть никаких „суверенитетов“. Также необходимо зафиксировать создание Государственного совета», — говорится в докладе. Сыграло свою роль и создание в 2001 году партии «Единая Россия», в ряды которой вступили десятки губернаторов, что дополнило вертикаль исполнительной власти партийной вертикалью.
На втором этапе, в 2004–2012 годах, были отменены выборы глав регионов и проведена значительная ротация губернаторского корпуса.
На третьем этапе трансформации в 2012 году, когда федеральное руководство достигло эффективного контроля над территориями, в большинстве субъектов были возвращены губернаторские выборы.
Присоединение в 2014 году Крыма, открывшее четвёртый этап реформирования власти в стране, «породило впервые за долгие годы общенациональный консенсус граждан России» считают эксперты.
Наконец, поправки в Конституцию, принятые в разгар эпидемии коронавируса в 2020 году. закрепили понятие «единая система публичной власти», что в сочетании с кадровым обновлением окончательно завершило строительство исполнительной вертикали, обеспечило «должный уровень субординации, эффективности и ответственности».
«Еще одним важнейшим достижением стала успешная интеграция воссоединенных с Россией Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей», — говорится в докладе ФоРГО.
В число актуальных задач нового этапа, очевидно, стартующего сразу же после нынешних президентских выборов, ФоРГО влючает:
сохранение долгосрочной устойчивости и системное воспроизводство институций;
соблюдение баланса между жёсткостью и гибкостью;
обеспечение развития политического пространства, выравнивание подходов, исключение экстремальных позиций;
нахождение разумного соотношения, а следовательно, и модели распределения ресурсов между заявленными текущими целями и новыми проектируемыми трендами.
Авторы документа пытают акцентировать внимание на устойчивости созданной Путиным системы — гибкой, но с «ребрами жесткости», как любит повторять глава ФоРГО Константин Костин. В её основании, по мнению Костина, лежит соответствие результатов и практики работы системы госуправления реализации «объективных запросов граждан» на стабильность, порядок, развитие, гордость и единую национальную идентичность. Забота и защита — это основные критерии, по которым россияне оценивают государство, считают в ФоРГО.
«Россия выбрала себе в качестве национальной идеи не набор философских постулатов, а аккумулированное представление граждан о месте и роли России в мире, носящее характеристики цивилизационного подхода, и их собственную систему ценностей, которые принято называть традиционными, где в основе лежит семья, дети, уважение к старшим, историческая память, духовность, сострадание, величие страны», — отмечают авторы, подчеркивая, что эти ценности «цементируют» общество как фундамент прочной власти.
Но едва ли не основным фактором «антихрупкости» государства, по мнению авторов доклада, является уменьшение внутренней политической конкуренции «за счет тех или иных политических операций».
При этом описанный в документе баланс, оговариваются авторы, может быть сохранен только в условиях отдалённости России от Евроатлантического пространства, представленного блоком НАТО. В противном случае запрос на свободу окажется под угрозой, и ситуация потребует более «жёсткого идеологического оформления нынешней российской государственности». Но эксперты оптимистичны: основания свободы можно и необходимо искать внутри России, а не вне её.
Характерный для отечественной политсистемы примат единоличных решений, принимаемых первым лицом, перед институциональными ограничениями авторы доклада называют «определяющей ролью процессов». И утверждают, что верность именно такого подхода подтверждается ходом СВО, во время которой система выдержала беспрецедентное давление и теперь является полностью суверенной. Предстоящие же президентские выборы должны придать ей «бинарную легитимность», отмечают авторы: с одной стороны, это легитимность порядка в условиях СВО, с другой — это первые президентские выборы после поправок к Конституции 2020 года.
Участники презентации отмечали ещё одну важную мысль — о том, что «вся система власти, социальная, политическая и экономическая, работает в интересах большинства, но учитывается и мнение меньшинства», отметил, например, Константин Костин. А политолог Алексей Чеснаков привёл самый яркий пример: «Большинство выступает за цензуру! Но власть не идет на поводу большинства, она идет в ваших (журналистов — СамолётЪ) интересах».
Без обсуждения остался, пожалуй, только единственный вопрос: что будет с системой и её «антихрупкостью», если из неё будет извлечён (в том числе, по естественным причинам) центральный элемент — фигура самого действующего президента.
Очевидно потому, что для грядущей каденции 2024–2030 годов вопрос не считается актуальным. Впрочем, как отмечают сами авторы доклада, большинство нынешних проблем и вызовов выходят далеко за рамки следующего президентского срока...
Как отмечают наблюдатели, сейчас есть более вопросы более актуальные, чем обеспечение преемственности курса Путина.
Например, определение состава нового правительства переизбранного президента: будет ли Путин опираться (в экономическом блоке, прежде всего) на людей, обеспечивших устойчивость экономике страны, или новый состав кабинета станет более идеологизированным и агрессивным по отношению к Западу.
В любом случае российская элита и бюрократия ждут обновления, и перестановки могут стать одним из способов выпустить накопившийся пар. Однако правительству в любом его составе придётся решать важнейшую сейчас задачу — изыскивать деньги на финансирование СВО и поддержку населения...
P.S.
Результаты прошедших президентских выборов так и не дали определённого ответа о том, насколько действующее государство соответствует запросам его граждан. Цифры процентов, полученных кандидатами и победителем, годные для пропагандистов, экспертам лишь затрудняют задачу анализа происходящего.
Вот и наиболее откровенный из близких к Кремлю политологов, Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов так и не смог определённо ответить на свой же вопрос: не создают ли результаты выборов ощущение «передозировки»? И вынужден был остановиться на приблизительной оценке: «Полученная картина симметрична тому, что люди думают». А также признать, что «социальный пар» в обществе по-прежнему копится, и поводом для его выхода выборы-2024 не стали...
В целом же эксперты вынуждены признать, что ничего не знают толком о «непутинском электорате» и о том, сколько в нем противников и сторонников СВО. Выборы такого знания не прибавили (хотя должны были). Следовательно, нужны «дополнительные исследования»
Илья Неведомский
СамолётЪ