Очевидное — невероятное. «ГДР» — сериал про альтернативную историю СССР
У зрителей невольно может закрасться крамольная мысль о том, что авторы сериала хотели его выпустить к выборам президента. Она, наверное, и закралась, учитывая, что многие успели «опознать» Владимира Путина в главном герое — бесстрашном капитане КГБ Александре Нечаеве.
Понятно, что напрямую снимать реальную германскую историю майора Путина, который в реальной ГДР занимался вербовкой агентов и состоял членом дрезденского отделения Общества любителей рыбной ловли, было бы заведомо проигрышной идеей. Поэтому и появился капитан Нечаев с его тактическим жизненным принципом «раньше выстрела не падать», синонимичным наполеоновскому девизу «Ввязаться в бой, а там видно будет». И вот это — уже намного ближе к образу мысли и действия действующего президента России.
Не секрет, что Владимир Владимирович на всю жизнь сохранил самые тёплые чувства к Германской Демократической Республике. И не только потому, что именно здесь реализовалась его юношеская мечта стать разведчиком и, собственно, началась «шпионская» карьера. Если верить аналитикам, для президента Путина именно политический строй ГДР стал тем образцом, под который он хотел подвести Россию: пусть декоративная, но многопартийность, обеспечивающий сравнительный (в сопоставлении с хронически дефицитным СССР) достаток частный сектор в экономике — особенно в сфере услуг, суперэффективная в контроле населения спецслужба «штази» (кстати, зря в сериале к ней относятся с таким пренебрежением). И, наконец, довольно свободные нравы (символический балет «Фридрихштатпаласт»), как вынужденное противоядие «тлетворному влиянию Запада», более эффективное, чем «традиционные ценности». Правда, только в мирное время.
Есть в сериале и более тонкие аллюзии, отсылающие к тайным желаниям ВВП. Например, примечательный разговор за трапезой между последним советским генсеком Михаилом Горбачёвым и его супругой-соратницей Раисой Максимовной. Разговор, в котором речь идёт ни много ни мало — о судьбах Европы. А точнее — о желании контролировать объединившийся на волне «нового мышления» европейский континент.
В сериале это желание приписывается Раисе Горбачёвой, которая, якобы была в политике «кукловодом» собственного мужа. И якобы только фатальная нерешительность Михаила Сергеевича, который даже салат за обедом выбрать не в состоянии, не позволила осуществить глобальный замысел.
В реальности документального подтверждения наличия таких планов у Горбачёва не существует — это домысел авторов сериала.
Такой же домысел, как и бактериологическая бомба в «Сессне» юного шалопая Матиаса Руста, пролетевшего более тысячи километров над Советским Союзом, чтобы сесть неподалёку от Красной площади на Большом Москворецком мосту, попутно припозорив и советскую систему ПВО и погранвойска КГБ, отмечавшие в этот день свой профессиональный праздник.
Такой же конспирологический домысел, как и образ американского певца-перебежчика из США в соцблок, но в итоге оказавшегося агентом ЦРУ, за которым угадывается реальный прототип — популярный в конце 70-х начале 80-х актёр и певец Дин Рид, загадочным образом утонувший в озере под Берлином...
Единственное, что, скорее всего, не является художественным домыслом — это идея подчинить себе Европу в противостоянии с США. Главная для сериала, где она воплощается в довольно незатейливых шпионских комбинациях с перестрелками, эта же идея стала в последнее время основной для политики, реализуемой «специальными» методами, которую отечественная пропаганда подаёт, как освобождение Европы, оккупированной Америкой, чтобы континент стал суверенным, «жил собственным умом».
Но всё вышеперечисленные мысли наверняка придут в голову далеко не каждому зрителю, особенно молодому, для которого конец советской истории уже стал далёкой легендой. Для них авторы сериала, надо отдать им должное, приготовили довольно занимательную, хотя и не всегда внятную шпионскую историю, с массой героев, которые друг за другом шпионят и гоняются за некими важными зашифрованными сведениями, а капитан советской разведки пытается сорвать коварный план вражеских спецслужб.
Актёрский состав хотя и узнаваемый, но лица, всё же не замыленные другими проектами: здесь можно увидеть Александра Горбатова (он играет главного героя — капитана Нечаева), Дарью Урсуляк, Александра Голубева, Линду Лапиныш, Сергея Жаркова, Александра Обласова, Вячеслава Чепуренко... И это тоже можно поставить в заслугу создателям «ГДР».
Всё это позволяет признать проект вполне годным к просмотру. К недостаткам же проекта (помимо явной политической ангажированности) можно отнести тот факт, что несмотря на все попытки придать изображаемому достоверности, атмосферы перестроечного Советского Союза и тем более ГДР накануне падения Берлинской стены авторам, увы, передать не удалось. Несмотря на то, что дочь посла в Берлине обсуждает песню Александра Башлачева «Время колокольчиков», Горбачев с женой слушают альбом Виктора Цоя с символичным «Перемен требуют наши сердца», а незадолго до этого на экранах телевизоров показывают Кашпировского, собирающего целые стадионы на свои выступления.
Может быть, потому что вообще трудно поддаётся передаче то общее ощущение «материи истории», происходящей «здесь и сейчас», которое на самом деле в те дни и годы пронизывало всю нашу жизнь, едва ли не в буквальном смысле отражаясь в «нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен...»
Сергей Михайлов
СамолётЪ