Сошедшая с небес. Жёсткая «посадка» Камилы Валиевой в Казани
Камила Валиева — одна из самых талантливых фигуристок в спортивной истории страны и одна из самых недореализовавших свой потенциал, впервые в этом сезоне появилась на официальных стартах — на этапе Гран-при в родной для себя Казани. Естественно, что поддержка трибун была обеспечена. И в коротком прокате набравшая форму, похудевшая Камила не обманула ожиданий, уверенно захватив лидерство.
Привыкшие к лидерству Валиевой, с одной стороны, и к особо благожелательному отношению судейского именно к этой фигуристке, мы не ожидали сюрпризов и в произвольной программе. Даже несмотря на не самый благоприятный психологический фон, связанный с очередным слушанием в CAS по допинговому делу Пекина-2022. Тем более, что эта история тянется уже без малого два года и уже стала неприятным, но привычным фоном для нашего фигурного катания, живущего всё это время в международной изоляции.
Но случилась сенсация. Если вдуматься — двойная. Потому что, во-первых, ошиблась сама спортсменка (и, похоже, её тренерский штаб), не только допустив падение при попытке исполнить четверной прыжок, но совершив ещё одну нелепую ошибку — Камила исполнила вторую прыжковую комбинацию. Это запрещено правилами. И судьи снизили Валиевой оценку, засчитав только один прыжок из трёх. Такой вердикт стал второй неожиданностью, отбросившей олимпийскую чемпионку в команде с первого сразу на четвёртое место.
Стоит ли из этой локальной неудачи делать какие-то далеко идущие и неприятные выводы? Вот комментаторы Первого канала, не устающие хвалить наших фигуристов, считают, что нет.
Хотя трудно не заметить нарастающее ощущение неблагополучия в этом виде спорта. А вместе с ним и раздражение, которое проявляется у спортсменов, тренеров и даже судей.
Есть мнение, что «жёсткая посадка» Валиевой в Казани в значительной степени была следствием этой усталости от безысходности санкционного тупика, от необходимости делать хорошую мину при ползучей деградации лидеров, от самой Камилы, невольно ставшей символом всей этой длящейся дурной бесконечности...
В конце концов судьи могли закрыть глаза на ошибки Камилы и поставить её хотя бы на второе, не такое унизительное для чемпионки место. Но не стали этого делать, словно бы махнув рукой на некогда непобедимо-блистательную «девочку на шаре», как на отработанный материал.
И, допустим, если завтра вдруг Валиева объявит, что устала и хочет приостановить/завершить спортивную карьеру, как только что сделали в парах Евгения Тарасова и Владимир Морозов, можно себе представить, что и в федерации, и, возможно, в «Хрустальном» вздохнут с облегчением...
Потому что в фигурно-катательном «хозяйстве» и без проблем Камилы хлопот полон рот. Когда Ирина Роднина называет Гран-при России «первенством ЖЭКа», наверное, это перебор. И, можно сказать, личное дело участницы десяти чемпионатов мира и трёх Олимпиад.
Но ведь даже далёкая от фигурного катания Иоланда Чен замечает, что женская фигурка «вернулась в каменный век», растеряв ультрапрыжки. И с Чен не поспоришь — крыть нечем.
Мы продолжаем любить наших фигуристов, которые катаются сегодня «вопреки». Но должны признать — полтора с лишним года после Пекина-2022 они уже не самые лучшие в мире. На катках за пределами России появляется уже новое поколение спортсменов. Фигуристок, осваивающих четверные прыжки и тройные аксели, и фигуристов, способных набирать по 300 баллов.
А мы уже начинаем забывать, что именно наши девушки совсем недавно были законодателями моды на элементы ультра-си. Нет стабильности у мужчин, усиливается отставание в танцах, да и в парах уже не всё так благополучно...
Поэтому возвращение на мировую арену может оказаться для российского фигурного катания не менее болезненным, чем казанское поражение Камилы Валиевой. И чем дольше продлится пауза, тем трудней будет возвращаться. В каком-то смысле придётся начинать сначала, и даже не с того места, на котором остановились в 2022-м, а с там, где начинали в 2014-м.
Сергей Бесков
СамолётЪ