«А ну-ка, больной, подышите на ладан!» Почти половина россиян считает, что народная медицина — эффективнее официальной
Этот факт установили авторы опроса ВЦИОМа, проведенного в июле 2023 года среди 1,6 тысяч респондентов старше 18 лет. Более надёжной и эффективной официальную медицину считают молодые люди 18-24 лет (74%) и те, кто активно смотрит телевизор (58%). Если вы не относитесь к этим категориям, то, вероятно, вам место во второй группе — вы совмещаете официальное и народное лечение. А, значит, вы скорее всего — женщина в возрасте от 35 до 59 лет (35%), возможно, с высшим образованием (35%), с плохим или средним материальным положением (37–33%).
Остальные респонденты (их сравнительно немного) лечатся исключительно методами народной медицины. Это, как правило, граждане старше 45 лет, с неполным средним образованием (17%), проживающие в небольшом (до 100 тыс. человек) населенном пункте или в селе (по 7%), активные телезрители (10%).
Наиболее популярна в народе фитотерапия — лечение травами (38%), затем идёт лечение продуктами пчеловодства (30%) и лечение баней (23%). В топ-5 вошли: мануальная терапия (18%), точечный массаж (17%).
Далее следуют: иглоукалывание (15%), гомеопатия (13%), ароматерапия, чистка организма от шлаков и домашние приборы биорезонансной терапии (по 10%). 7% склоняются к остеопатии. К целителю или экстрасенсу за помощью обращаются 4%, а 5% практикуют заговоры от болезней и сглаза.
Интересно, что и сами врачи нередко прибегают к натуропатии, траволечению, климатерапии и другим элементам «базового лечения».
Врач общей практики медтехники «Доктор рядом» Екатерина Серебренникова уверена, что при некоторых заболеваниях допустимо альтернативное лечение, но с оговорками. По её мнению, это, к примеру, может быть ОРВИ. Но сложно говорить об эффективности лечения, когда пациент использует, например, БАДы, травы и пр. Там и дозировку, и состав, и действие препарата установить очень сложно.
Другой специалист — Ольга Шуппо, научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic, полагает, что и народная, и официальная медицина — звенья одной цепи терапевтической медицины, хотя фокус лечения у врачей всё больше смещается в сторону натуральных препаратов. И врачи всё чаще прибегают к натуропатии, траволечению, климатотерапии и многим другим методам базового лечения, которое называют иногда «народной медициной». Однако, подчеркивает Шуппо, назначать лечение натуральными препаратами может только врач, обладающий знаниями по биохимии, физиологии, анатомии и генетике.
Кстати, в ст. 50 закона «Об основах охраны здоровья граждан» сказано, что право заниматься народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. Но сами же чиновники сознаются, что в некоторых регионах разрешение, «конечно, не оформляется». С этим, по мнению первого зампреда комитета Госдумы по охране здоровья Федота Тумусова надо «бороться». Депутат уже два года работает над законопроектом, который предлагает разделить понятия традиционной и народной медицины. Пока что законопроект не внесён в Госдуму, — по словам господина Тумусова, Минздрав «не может согласовать формулировки».
Конечно, приверженность россиян к народной медицине не объяснить исключительной любовью народа к траволечению и натуропатии. На статистику влияют не только телевизионные программы, но и трудности с получением реальной, квалифицированной (и бесплатной) медпомощи. По официальным данным численность медперсонала российских госклиник в прошлом году сократилась на 50 тысяч человек, из которых почти 10 тысяч — врачи, а остальные — средний медперсонал.
Среди лидеров сокращения — Калужская область, Чукотский автономный округ, Чувашия, Тыва, Марий Эл, Калмыкия, Хакасия, Татарстан, Челябинская, Брянская, Липецкая, Кемеровская области, Краснодарский край.
Но и в других регионах немногим лучше. Что уж говорить, если появление в отделении анестезиологии-реанимации № 1 Вологодской городской больницы трёх новых медицинских сестёр подаётся главой облздрава как настоящий праздник...
Эксперты рынка считают, что дефицит медицинских кадров продолжит усугубляться. При этом ожидается, что 1 сентября вступит в силу приказ о новой номенклатуре врачебных специальностей. Де-факто из ныне действующей номенклатуры будет удалено около полутора десятка врачебных должностей, включая участковых специалистов. Но кое-что и прибавится: будет больше врачей-администраторов, спортивных врачей и эскулапов... без медицинского образования. Делается это, как говорится в пояснительной записке к проекту приказа, «в связи с необходимостью её актуализации».
С сентября в российских поликлиниках, возможно, не останется акушеров-гинекологов, участковых терапевтов, подростковых педиатров, офтальмологов-протезистов и пр. Можем предположить, что оставшиеся без места специалисты пойдут в платные медцентры и будут принимать пациентов, но уже за хорошую плату...
Все понимают, что попасть к специалисту (даже платному) — это только полдела на пути к выздоровлению. Сегодня нужен буквально «мешок денег», чтобы сдать необходимые анализы, пройти диагностику и получить на руки рецепт на лекарства, которые в последнее время стали стоить, как «чугунный мост». По мнению аналитиков и участников рынка, по итогам января-мая относительно аналогичного периода 2022 года целый ряд позиций импортных фармацевтических компонентов вырос в цене в полтора-два раза. Отечественные препараты тоже не дешевеют.
Поэтому не удивительно, когда страдалец, у которого к примеру, «крутит ноги», идёт не к врачу и в аптеку (врач — 1100 за приём, Фастумгель или Лиотон — по 700-800 рублей за тюбик), а рвёт лопухи за забором, чтобы привязать их к голеням и коленям. Поможет или нет, ещё бабка на двое сказала, но психосоматику никто не отменял.
Грустная перспектива. Маячат где-то (особенно в глубинке страны) грядущие специальности «знахарь» и «бабка-повитуха». Не болейте, господа, не надо...
А вы что об этом думаете? Как лечитесь? Травами?
Елена Прекрасная
СамолётЪ