«Летучий голландец» Алексея Мордашова. Суперяхта российского миллиардера успешно лавирует между санкциями
В минувшие выходные Bloomberg сообщил о том, что судно, включившее транспондер 12 июня вблизи Индонезии в Индийском океане, после почти годового отсутствия на радарах, направляется в российский порт Владивосток.
Последним известным местом назначения яхты до выключения транспондера был Кейптаун, но власти города запретили ей входить в порт. До этого Nord стояла в Гонконге, где не увидели оснований для задержания судна и других российских активов. Гонконг отказался исполнять санкции, введенные кем-либо, кроме ООН.
Всё это время владелец яхты был занят делами по выводу из рукотворного кризиса, связанного с СВО, своего бизнеса в России, действуя, по словам самого Мордашова, «в логике выживания».
Как известно, Мордашов находится под ограничениями и ЕС, и США начиная с прошлого года. Комментируя включение в европейский санкционный список, бизнесмен отметил, что «далек от политики», не имеет «никакого отношения к возникновению нынешней геополитической напряженности» и потому не понимает, почему против него ввели санкции.
Сейчас работу «Северстали», потерявшей, как и другие российские металлургические компании, экспортный рынок Европы, удалось стабилизировать. Причём, настолько, что аналитики даже начали вести речь о возможной выплате дивидендов уже в этом году.
А теперь понятно, что и с кораблём Алексея Александровича тоже всё хорошо, пускай ему приходится, как сказочному «Летучему голландцу» находиться в постоянном плавании, исчезая и появляясь в разных точках Мирового океана.
Всё потому, что среди последствий попадания в санкционные списки для российских бизнесменов находится и опасность задержания за рубежом предположительно принадлежащих им яхт. В числе таких судов — яхта Dilbar, которую власти Германии связывали с Алишером Усмановым (восьмое место в российском рейтинге Forbes, состояние по его данным, $14,4 млрд, среди активов — «Металлоинвест» и «МегаФон»); яхта Tango, принадлежащая, как считают США, Виктору Вексельбергу (состояние $6,8 млрд по версии Forbes, один из активов — UC Rusal) и другие.
142-метровая супер-яхта Nord («Север» — имя корабля перекликается с названием «Северстали») занимает почётное место кивальтере большой флотилии российских олигархов: сразу за Eclipse Романа Абрамовича, Dilbar Алишера Усманова и Sailing Yacht A Андрея Мельниченко.
ТТХ Nord впечатляют: яхта готова принять до 36 гостей в 20 каютах, у неё шесть палуб, одна из которых техническая. Среди особенностей — большой бассейн, джакузи на солнечной террасе, спа-салон, дайвинг-центр, кинотеатр, пляжная зона, зона для барбекю, гараж для тендеров и две вертолётные площадки. Дизайн судна разрабатывала всемирно известная венецианская студия Nuvolari & Lenard, для которой этот проект стал третьим совместным с Lurssen. Другие два — это 86-метровая яхта Quatroelle (2013) и строящаяся Testarossa (2022, 116 метров). Обслуживать лодку предстоит команде из более 40 человек.
Водоизмещающий корпус Nord сделан из стали (неужели череповецкой?), а надстройка — из алюминия. Гибридный двигатель позволяет развивать максимальную скорость 20 узлов, крейсерскую — 15 узлов.
Специалисты с самого спуска судна со стапелей отмечали, что Nord будет не только комфортной, максимально автономной и готовой на трансатлантические переходы, но и высоко экологичной — в этом проекте Lurssen найдена золотая середина между весом лодки, мощностью двигателей и экологичностью.
Подобные суперяхты способны исследовать самые труднодоступные места. Для этих целей Nord оснащена подвеской для защиты вертолётов в экстремальных климатических условиях, подводной лодкой и дистанционно управляемым аппаратом (ROV) для навигации по дну океана.
Марина Мельникова
СамолётЪ