ПМЭФ-23: МСП как поставщик инноваций и суверенизация на уровне шильдика
Bestune — это Lada, Lada — это Bestune
Скрученный методом крупноузловой сборки на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге автомобиль Lada X-Cross 5 — пятидверный кроссовер с семиступенчатой коробкой передач — оказался поразительно похож на китайскую модель Bestune T77 от концерна FAW.
И не удивительно — это и есть китайский «Наилучший вариант», только собранный из деталей, привезённых из Китая на российском заводе и с прикрученным шильдиком АвтоВАЗа, к которому не имеет никакого отношения. Все об этом знают, но делают вид, что представленный на ПМЭФ-23 действительно неплохой автомобиль (в максимальной комплектации есть адаптивный круиз-контроль, система экстренного торможения и система слежения за полосой) — это и есть будущее российского автопрома.
Наверное, так и есть. Если прежде в отечественном автопроме (и в СССР, и в России недавнего прошлого) без громких слов о суверенитете всё-таки старались хотя бы путём «обратного инжиниринга» хоть что-то производить сами, то сегодня, кажется, есть желание расслабиться и во всём положиться на китайского «старшего брата» — он де вывезет.
И вряд ли новая Lada окажется более конкурентоспособной по цене — подобные автомобили конкурентов продаются в диапазоне от 2 млн до 3,5 млн рублей. Оригинальный FAW Bestune T77 уже продаётся в России и стоит от 2,17 млн рублей без учета скидок за машину с шестиступенчатой механической коробкой. В Китае такой автомобиль стоит почти в два раза дешевле.
В России мы уже понемногу привыкаем к таким ценовым контрастам, поэтому если наши маркетологи не будут дополнительно пугать ценниками население, переодетая в Lada китаянка должна пользоваться спросом.
«Что нам делать с пьяным матросом?»
А ещё форум в Питере по традиции начался с дискуссии о том, что думают крупный бизнес и государство о судьбе МСП — этого пёстрого и хлопотного сектора, который постоянно требует заботы и поддержки, но благодаря которому стране в значительной степени удаётся преодолевать многочисленные экономические кризисы. Выясняется, что помимо уже не очень актуального сейчас средства абсорбции лишней рабочей силы (её уже просто нет), МСП становится интересен, во-первых, как движущая сила импортозамещения в условиях потери привычных международных поставщиков, во-вторых, — как источник активного экспорта. В идеале хорошо бы, чтобы обе ипостаси совпадали, но это, к сожалению, далеко не так.
По поводу малого бизнеса — поставщика комплектующих в импортозамещении и товаров для предотвращения дефицита на рынке — говорили на сессии «Культура взаимодействия крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства». Где весьма активен был спикер от «Северстали» — советник генерального директора Павел Исаев, продвигающий новый тезис о роли МСП как источника технологий. А зарождаться они должны, по словам г-на Исаева, в особых кластерах, где разные малые предприятия должны кооперироваться для совместного производства всего того нового, что потребует (и оплатит) крупный заказчик.
Любопытно, что с «кластерной» идеей в этом году уже несколько раз засветились представители Вологодского регионального отделения РСПП, выдавая её за свою на разных уровнях — вплоть до РСПП и кабмина.
Но Павел Исаев на форуме раскрыл тайну — на самом деле это идея «Северстали», которую бизнесменам-общественникам просто дали «поносить», чтобы привыкали. Упирая на слово «мы», советник гендиректора металлургической компании Алексея Мордашова рассказал, как будет строиться взаимодействие «Северстали» и МСП. Металлурги будут формировать инвестиционные предложения, указывая «младшим партнёрам» (в терминологии первого вице-премьера Белоусова) свободные рыночные ниши и стимулируя их инвестиционный процесс долгосрочными договорами со взаимными обязательствами.
«Для „Северстали“ — это эффективные проекты импортозамещения, упрощение логистики и повышение устойчивости закупок. Для наших партнёров из МСП — возможность вырастить новый успешный бизнес, опираясь на гарантии спроса», — заявил Исаев. И добавил, что «Северсталь» рассчитывает ещё и заработать на «партнёрах» из МСП — удвоив продажи своей продукции малым и средним предприятиям...
Пока, если верить представителям других крупных компаний, малый бизнес не очень хорошо справляется с возложенными на него задачами по замещению иностранных поставщиков — продукция недотягивает по качеству.
Со своей стороны, МСП, как заявляет глава департамента развития предпринимательства Торгово-промышленной палаты Денис Дыбов, жалуются на большое число требований заказчиков, включая дорогостоящую внутреннюю сертификацию малых поставщиков и вынужденное кредитование крупного бизнеса (затягивание сроков оплаты по уже исполненным договорам).
Насколько можно судить по заявлениям представителей правительства, оно видит один из способов снять это противоречие, развивая экспортный потенциал субъектов МСП. Не секрет, что работа компаний на внешних рынках — лучшее свидетельство их сравнительной конкурентоспособности по отношению к остальным МСП...
Сергей Авдеев
СамолётЪ