«Подготовка структурных изменений»
Сложно дать однозначную (положительную или отрицательную) оценку выступления российской команды на минувшей лондонской Олимпиаде. Ясно одно – без качественных структурных изменений в системе отечественного спорта он встанет на «магистральный путь» деградации. Но существенная перемена в спортивной системе немыслима без перемен экономического, общественно-политического и идеологического порядка.
Тридцать два года назад автор этих строк писал выпускное сочинение в последнем классе средней (естественно, советской) школы. Тема была «свободная» - поскольку уже через месяц в Москве должна была стартовать первая для СССР Олимпиада, хотелось написать о ней, а еще о той обиде, которую искренне переживал тогда весь народ: бойкоте «наших» Игр проклятыми американскими капиталистами и их сателлитами.
Несправедливость этого шага «свободного западного мира» казалась очевидной и вопиющей. На счету тех же США был не один свой «афганистан», но соцлагерь до сих пор не позволял себе подобных демаршей в адрес Америки и ее союзников.
Мы еще не поняли тогда, что г-н Рейган уже начал свой поход против «Империи зла» и бойкот Олимпиады был частью этого глобального проекта войны до победного конца одного проекта мироустройства – Западного, против другого – Красного. И мое жалкое ученическое сочинение, для которого я старательно подбирал аргументы за разделение спорта и политики, не могло, конечно, ничего изменить.
Именно поэтому бойкот был предрешен: очень вероятная победа сильной спортивной команды Советского Союза была бы болезненным ударом по имиджу противной стороны. Сегодня Россия, ослабленная во всех отношениях (в спортивном, в том числе) не является более для Запада таким раздражающим фактором, каким была красная советская Империя.
Массовые акции, типа все того же бойкота Олимпиады-80 Западом или следующих игр в США Востоком, сейчас уже не практикуются, да, пожалуй, пока и невозможны. Но политика все же присутствует по более мелким поводам, вроде очередной порки батьки Лукашенко Евросоюзом или маленькой мести Британии за Фолкленды президентши Аргентины Кристины Киршнер.
Романтика основателя современных Игр, любимого мною в юности Пьера де Кубертена, умерла уже давно. Две кровопролитных мировых войны, жесткое идеологическое противостояние двух блоков, в котором не брезговали никакими средствами, выжгли многие прежние идеалы. А не только идею Олимпиады, как дружеского соревнования спортсменов-любителей, происходящего вне всякой коммерции, вне любой политики и по возможности даже вне соперничества стран, откуда съезжаются спортсмены.
Сегодня это яркое коммерческое шоу, большая битва хорошо оплаченных «гладиаторов», приковывающее к себе внимание миллионов и приносящее баснословные прибыли (или убытки).
Вниз по лестнице, ведущей вверх
Сейчас на играх общекомандные результаты подсчитываются, да еще как подсчитываются. К этому страны, не растерявшие еще окончательно национальные амбиции, подстегивает современное положение спорта высоких достижений, как сублимации прежних «горячих» войн (да и «холодных», впрочем, тоже).
И здесь с каждой Олимпиадой постсоветская Россия последовательно теряет позиции и авторитет, унаследованный от СССР. Формально последний результат нашей сборной команды в Лондоне лучше пекинского (больше на одну золотую медаль и вообще всех медалей больше). Но, во-первых, результат добыт «героическим» рывком трех последних дней, а большую часть Игр любители спорта в России провели во фрустрационном унынии. А, во-вторых, и этот медальный комплект не помог нам удержаться хотя бы в призовой общекомандной тройке. Сегодня в большом спорте «рулят» США, Китай и Великобритания.
У каждого из лидеров свой «конек» и свой путь к успеху. У Американцев сбалансированная система школьно-университетского спорта, стабильно поставляющая кадры для сборной. У Китайцев, скопированная у СССР система спортинтернатов и ДЮСШ, щедро финансируемых государством и надежно просеивающих молодую спортивную поросль. Британцы на этот раз усилились за счет грамотного маркетинга – скупив на корню готовых чемпионов из бывших своих колоний.
Но все три успешные в олимпийском смысле страны объединяет наличие некой сверхидеи, являющейся мощным мотиватором и для самих стран, и для спортсменов, которые ради нее готовы и тренироваться не жалея сил, и отдавать все ради победы.
Американцами по-прежнему движет настоящая «американская идея» постоянного доказательства остальному миру превосходства их нового «дома на холме». Для китайцев спорт самый быстрый, простой и, пожалуй, дешевый способ доказать преимущества их варианта «красного проекта». Для британцев же это был повод воодушевиться от воспоминания о былом величии. И они им воспользовались сполна.
Россия же продолжает оставаться в оцепенении своего межеумочного, промежуточного положения. В свое время, казалось бы, порвав со своим советским прошлым, отказавшись от реализации своего глобального «Красного проекта», страна рванула было в проект Западный. Да запнулась по дороге. Во-первых, новой элите надо было успеть заработать. Во-вторых, никто нас особо не ждал там, куда мы так стремились. А потом подоспели «анестезиологи» из органов со своей глубокой заморозкой. И страна так и задремала враскоряку: одна нога на Запад, другая – на Восток.
В сущности, эта неопределенность, лежащая, прежде всего, в плоскости мировоззренческой, идеологической, и не дает России развиваться – не только в спорте, во всех других областях. Просто в спорте все выглядит очевидней.
Посмотрите на критику оппозиции справа – все упреки сводятся к тому, что мы недостаточно освоили инструменты, идеи, образ жизни Западного проекта. Потому так и живем. Весь наш новый «креативный класс» - это адепты Западного проекта. Они протестуют против того, из-за чего, всю страну оптом не пускают на Запад. Самые нетерпеливые потихоньку утекают туда поодиночке, что гораздо проще.
Оппозиция слева критикует власть за попытку скрестить «ужа и ежа» - элементы Красного и Западного проекта, да еще и щедро сдобренные артефактами, взятыми их архаичных общественных формаций, от первобытно-общинной клановости, до древнеримской разгульной коррупции. И это, действительно, бесперспективная, тупиковая попытка. Особенно в условиях нового мирового кризиса. И, по-моему, власть уже поняла ее тщетность, взяла, да и впала в ступор. По известному принципу: «после нас, хоть потоп». В этом смысле характерна реакция на олимпийские итоги главы администрации президента страны: «никого наказывать не будем, медалистов наградим по заслугам».
Back in the USSR
Между тем, определяться придется. Рано или поздно. Просто потому, что, как знает всякий женатый мужчина, невозможно бесконечно жить на два дома. Без выбора в ту или другую сторону – на Запад или на Восток, или еще куда, у страны просто нет будущего. Во всяком случае, в нынешнем ее формате. А все другие как-то и рассматривать не хочется.
Боюсь, что и окончательное вхождение в Западный проект не принесет ожидаемого счастья. Как-то не вдохновляют ни наши крупные олигархи, прибравшие к рукам бывшие советские заводы, ни мелкие лавочники, ни обслуживающие тех и других «норковые» обыватели из «креативненького класса». Посмотришь им в пустые глаза – ну, не нужны им подвиги и громкие победы. И страна «эта», как они выражаются, нужна не для жизни, а для употребления.
Но ведь это еще не вся страна, которая во многом живет еще заветами и идеалами Красного проекта. С удовольствием смотрит старое советское кино, тоскует по справедливости, большим задачам и правителям – не «таким, как Путин», а, пожалуй, таким, как Сталин. И это даже не вся Москва, которую сегодня, как никогда, не любит провинция.
Это та проблема, которая не решается чисто технологически. Проект «подготовки структурных изменений», о котором, например, говорит президент Всероссийской Федерации плавания Владимир Сальников, может дать результат в виде появления новой когорты молодых талантливых пловцов. Но это не гарантия появления системы, стабильно дающей медальный результат. Достаточно вспомнить, как выступили на последних Играх пловчихи Юлия Ефимова и Ребекка Сони, тренирующиеся вместе в идеальных условиях Калифорнии. Обе безумно талантливы, но у одной (Ребекки) – бешеный азарт и «черти» в глазах, а в облике другой (Юли) какая-то обреченность и опустошенность.
Видимо, дело здесь в какой-то другой системе, без строительства которой любые средства потраченные – на спорт ли, авиацию, автопром или космос, - будут в лучшем случае давать эпизодические, локальные, почти случайные результаты. А в худшем, будут «освоены» и вывезены из страны.
Что делать?
Подсказку, кстати, можно найти в итоговой медальной таблице последней Олимпиаде. Если сложить все, что получили спортсмены команд республик бывшего Союза, то окажется, что на самом-то деле до сих пор «рулит» USSR - по золоту он наравне с USA, по общему числу наград далеко впереди.
Сергей Бесков
«РМ»
16.08.12.
Фото: Reuters