«Северсталь» «преумножит» зарплаты на 12%. Но только тем работникам, которые получают менее 50 тыс. рублей
Вслед за ФосАгро, уже анонсировавшей индексацию заработной платы на 15% с 1 апреля (по итогам 2022 года повышение составило 22%), о предполагаемом росте зарплаты череповецких металлургов объявила «Северсталь».
Первым об этом на своей странице в VK рассказал генеральный директор компании Александр Шевелёв.
По словам Шевелёва, «результаты компании обеспечили финансовую возможность для повышения уровня заработных плат с 1 апреля 2023 года». Но повышение не будет слишком щедрым, но «дифференцированным»:
бОльшую прибавку получат сотрудники «Северстали» с более скромными зарплатами — для тех, чья заработная плата ниже или равна 50 000 рублей*, повышение составит 12%.
для всех остальных, как отмечает гендиректор, «утверждён общий бюджет повышения в 10%». Это вовсе не означает, что все получат по 10% прибавки — она будет распределяться «в зависимости от оценки личного вклада сотрудника и даже от положения заработной платы конкретной должности по отношению к рынку труда».
Александр Шевелёв также подчеркнул, что в 2022 году компания «следовала принципу „выстоять, сохранить, преумножить“ и не свернула со своего стратегического пути».
«Поэтому, несмотря на все сложности, нам удалось гибко перестроить процессы, эффективно управлять расходами, избежать резкого падения производства, продемонстрировать достойные результаты и сохранить доверие наших клиентов. Хочу поблагодарить каждого за вклад в общее дело и эффективный подход. Прошедший год многому научил нас и, я убежден, поможет пройти 2023 не менее уверенно».
Вот это ключевое словосочетание «несмотря на все сложности», звучащее едва ли не синонимом «благотворительности», видимо, должно вызвать у персонала «Северстали» особое чувство благодарности и признательности руководству компании.
Трудно сказать, насколько обрадует прибавка металлургов. Однако, если судить по опросам аналитиков, зарплатные запросы россиян с каждым годом растут. К примеру, опрос, проведённый экспертами Anderida Financial Group (AFG) в начале года показал, что идеальной зарплатой россияне считают 181 тыс. руб. в месяц, это рекордный показатель за всё время. Для сравнения — в прошлом году «идеалом» россиян считалась средняя зарплата в 169 тыс. руб. — почти на 7% меньше.
Вряд ли такой рост для большинства своих работников сможет обеспечить не только «Северсталь» — но большинство субъектов производительной экономики, которая прямо сейчас, на наших глазах переживает процесс «структурной трансформации» — упрощения в условиях почти тотального импортозамещения.
Кстати, импортозамещение в случае увеличения трудовой миграции может коснуться не только техники и технологий, но и самих сотрудников. Уже сейчас «разнорабочие с минимальной квалификацией» в промышленных городах становятся той частью рынка труда, где «приезжие» составляют реальную конкуренцию «местным».
В теории, изъятие из экономики «трудового ресурса», которое происходит сейчас (в следствие демографической «ямы» и мобилизации) должно привести к росту спроса на труд, кто-то должен заместить выбывающих на рабочих местах, и в этом случае мы должны были бы увидеть рост зарплат. Но ничего подобного пока не происходит, никакого всплеска вакансий, роста предложений по зарплате статистика не даёт.
Скорее напротив — сокращение объёма рабочей силы (по любыми причинам, кстати), идущее более быстрыми темпами, чем сокращаются вакансии, провоцирует т.н. «напряженность на рынке труда» — рабочих мест оказывается больше, чем работников. Почему это важно? — задаётся вопросом экономист Дмитрий Прокофьев.
И сам на него отвечает, обращая внимание на то, что, согласно современной экономической теории, рост напряжённости на рынке труда эквивалентен росту дисконта, с которым бизнес смотрит на потенциальные прибыли. Если компании видят, что им сложнее находить сотрудников, они будут уменьшать количество вакансий и сокращать инвестиции, а это обернется снижением производительности и замедлением темпов экономического роста. Только и всего.
А эксперты ВНИИ труда и Института проблем рынка РАН приводят данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласно которым в России за десять лет с 2011-го по 2021 год производительность труда, рассчитываемая как отношение ВВП в постоянных ценах к общей численности рабочей силы, сокращалась в среднем на 1% в год, в то время как в странах ОЭСР она росла на 5% ежегодно.
При этом анализ взаимосвязи средней зарплаты и производительности труда в отраслях показал, что доходы 10% самых высокооплачиваемых работников практически не связаны с производительностью труда в отрасли.
Для группы самых низкооплачиваемых ситуация обратная. «Это означает, что наиболее уязвимые в социальном и экономическом плане работники должны прикладывать максимум усилий, чтобы обеспечить уровень производительности труда, который, в свою очередь, позволит обеспечить им минимум доходов, достаточных лишь для частичного удовлетворения физиологических потребностей», — говорится в статье. Неравенство в оплате труда и низкие доходы и создают «ловушку бедности», не позволяя и не мотивируя работников с минимальной оплатой повышать уровень образования и производительность.
* Расчетная заработная плата включает в себя оклад, надбавки, целевой % ежемесячной премии и налоги.
Сергей Авдеев
СамолётЪ