Наша проблема

 

 

 

 Первыми эмоциями субботней ночи, траурным покрывалом опустившейся на страну после поражения российской команды на Euro-2012, были горечь и обида. Как справедливо заметил один болельщик в телевизионном экспресс-интервью по горячим следам: «Этот матч не поддается анализу. Это позор». Сегодня, спустя два дня, пожалуй, можно поговорить о чем-то еще…

 К вполне искренней фразе, произнесенной главным тренером сборной России после игры и переведенной примерно, как «мне все равно, что обо мне думают в России», капитан команды добавил свои «двадцать копеек» в отповедь журналистам (и, естественно, их зрителям-читателям): «Это не наша проблема, что мы не вышли из группы. Это – ваша проблема».
 

 

Да, страшно далек стал наш капитан от народа, намного дальше своего греческого коллеги, который внес максимально возможный вклад в победу своей «корявой» команды, над нашей – внешне гораздо более презентабельной, «глянцевой». И не только Аршавин так далек от нас с вами – примерно такую же позицию заняла едва ли большая часть основного состава. Один лишь юный Дзагоев, отчаянно бившийся на поле с немногими своими товарищами (Кержаковым, Денисовым, Жирковым и Малафеевым), пытался потом хоть как-то объясниться с болельщиками. У остальных, похоже, не только на игру - даже на это не осталось никаких душевных сил.
 

Возможно, думается сейчас, именно в таком ментальном отрыве от всей остальной страны, искренне болевшей за свою команду, и кроется одна из главных причин нашего последнего европейского фиаско. Страна в своем многомиллионном душевном порыве желала, чтобы представляющая ее команда боролась и «умирала» на футбольном поле, как на поле брани (весь современный спорт и был, собственно, задуман, как сублимация настоящей «горячей» войны), а наши футболисты выходили «просто поиграть в футбол». И проиграли.
 

Накануне последнего для нас матча в группе, «РМ» опубликовал вполне оптимистичный текст коллеги Бутова, попытавшегося доказать, какой прогресс на пути к образу приличной европейской команды совершила российская сборная. Интересно, что и сейчас практически ни с одним выводом Сергея спорить не хочется: действительно, после двух отборочных циклов под руководством голландских специалистов («Гуса Ивановича» Хиддинка и «Маленького Генерала» Адвоката) получилась «сборная, отвечающая всем необходимым современным футбольным требованиям».
 

Казалось бы, мы не хуже других, стыдиться нечего. Тем не менее, в субботу нам всем было очень стыдно за нашу команду. Ей, такой похожей (по крайней мере, внешне) одновременно и на голландскую, и на испанскую сборные, удалось-таки «отличиться» от всех остальных – практически полным безволием в решающий момент.
 

Задним числом многочисленные комментаторы приводят массу причин такой апатии, такой душевной опустошенности. Это и не вовремя затеянная реформа чемпионата, растянувшая его на полтора года. И тренерские просчеты в подготовке, а, вернее, расчет одного тренера-голландца, проехаться за счет багажа, накопленного другим своим соотечественником. И потеря ключевыми, возрастными и фактически бессменными игроками всяческой мотивации. И отсутствие подходящего резерва молодых игроков.
 

Вроде бы, все верно, а все же ни один из этих аргументов не кажется решающим. Не хватает в этом перечне чего-то самого главного. Чего?
 

Более-менее подходящий ответ, как ни странно, подсказал, не футбольный специалист, а сосед по даче. Он, кстати, не видел ни одного матча этого первенства, давно не смотрит и матчи премьер-лиги. Так вот он сказал мне, что ему интереснее следить за соревнованием череповецкой «Шексны» командой какого-нибудь другого небольшого российского города, чем за играми «грандов», в которых, по его словам «сто раз куплены-перекуплены и защищают непонятно что».
 

В этих наивных, с точки зрения современного спортивного деятеля (функционера, менеджера, журналиста) словах на самом деле заключен глубокий смысл. И заключается он в том, что, включившись всем своим футбольным хозяйством в мировую коммерциализированную (т.н. «открытую») систему, мы потеряли практически все прежние ориентиры, кроме финансовых, заблудились, одним словом, «меж трех сосен».
 

 Потеря внеэкономических – моральных, социальных, творческих стимулов – объясняет не только футбольные беды, а практически всю нашу современную отечественную «мелкотравчатость»: отсутствие настоящих новых достижений при растущей деградации того, что было создано «при старом режиме».
 

Кто-то их футбольных экспертов (Тарханов, кажется) заявил журналистам, что в матче с Грецией проявилась старая проблема «русской ментальности» - неспособность собраться на решающую игру. Я бы сказал по-другому – неспособность играть только за деньги, действительно, часть нашей ментальности, но не столько проблема, сколько особенность. И попытка «справиться» с нею, предпринимаемая все последние 20 лет, приводит к угнетению, дистрофии этой «волевой мышцы». Последствия этого патологического процесса дают самые неожиданные проявления – там и тогда, где и, когда их не ждешь.
 

Этим – доведенным до логического завершения меркантилизмом, кстати, во многом объясняется то «отсутствие амбиций и желания прогрессировать, которые другой мой коллега – Евгений Трушин называет «бичом отечественных футболистов».
 

Проблема налицо. И простых рецептов ее преодоления, пожалуй, не существует. Одним строительством стадионов, решением проблемы бесчинствующих фанатов и поголовной продажи лучших молодых игроков в лучшие европейские клубы (для совершенствования) ее не решишь.
 

В какой-то степени наш современный российский футбол (во всяком случае, так кажется) идет по тому же пути, что и современный российский хоккей, - с поправкой на некоторое запаздывание и то обстоятельство, что победных традиций у хоккеистов на порядок больше.
 

В хоккее мы тоже наблюдали колоссальный провал в преемственности и результатах, отсутствие мотивации игроков сборных. Все это продолжалось довольно долго. Только в последние несколько лет мы начали, наконец, «возвращать себе» свои победы на мировых первенствах. Сегодня никто не может упрекнуть российских хоккеистов (даже проигрывающих международные матчи) в отсутствии эмоций, желания, отрыве от своих болельщиков.
 

На мой взгляд, решающим моментом, повернувшим ситуацию к лучшему, стало появление собственной конкурентоспособной лиги – КХЛ, начавшей спорить за лучших игроков с заокеанской НХЛ, давшей им стимул к совершенствованию. Дальше – больше: строительство новых арен, возрождение тренерской школы и спортивных традиций, внимание к воспитанию резерва молодых игроков…
 

Не скажу, что в хоккее уже удалось добиться идеала. Однако же изменение положения дел к лучшему налицо.
 

Настолько, что и футболистам было бы неплохо присмотреться к опыту коллег из соседнего вида спорта.
 

И последнее. О новой сборной команде и ее новом тренере. Понятно, что нынешний коллектив себя исчерпал. Необходима его трансформация, достаточно квалифицированная, деликатная, вдумчивая. Позволяющая влить в команду «свежую кровь» без потери нового тактического качества, приобретенного в последние годы.
 

Что же касается наставника, хотелось бы видеть у руля команды отечественного специалиста, учитывая печальный опыт этого Euro, показавший – в модернизации нуждается не столько игровая, сколько ментальная «модель» сборной России.     


Сергей Бесков
«РМ»
18.06.12.

Фото: Reuters

 

Поделиться
Отправить