Олимпиада-2020. «Синдром Байлс-Ефимовой», или когда великие становятся не нужны
Мы радуемся победам наших спортсменов, особенно «ноунеймов» — тех, кто до Игр не был на виду и на слуху. Во-первых, потому, что видеть новые молодые лица всегда приятно, а во-вторых, их наличие наглядно демонстрирует, что у страны и её спорта всё-таки есть будущее. Пускай часто не благодаря, а вопреки...
Но сегодня не о победах и радостях, которые составляют лишь одну сторону драматургии спорта, который на самом деле сам весь — сплошная драма. Сегодня хотелось бы сказать пару слов о поражениях.
Они, естественно, бывают разными. Такими, например, как у юного стрелка Виты Бацарашкиной, которой до золота не хватило одного точного выстрела, или даже, как у дзюдоистки Мадины Таймазовой, которая в буквальном смысле едва не отдала богу душу ради победы, потеряв сознание после удушающего приёма соперницы.
Но есть ещё неожиданные поражения великих спортсменов, уже, кажется, всё всем доказавшим, но вдруг на пике карьеры, столкнувшихся с роковыми событиями, круто меняющими судьбу. В таких случаях в пору говорить уже о не о драме, а человеческой трагедии.
Подобные вещи случаются не так часто. Но случаются. И на этой Олимпиаде уже случились две такие «маленькие трагедии». Их персонажами стали американская гимнастка Симона Байлс и российская пловчиха Юлия Ефимова.
«Иногда нужно отступить назад»
Поражение американки было более громким: прямо во время командного финала женской спортивной гимнастики Симона неудачно выполнила опорный прыжок... и отказалась от продолжения выступления — действующую олимпийскую чемпионку заменила дублёрша.
23-летняя Байлс — четырёхкратная чемпионка Олимпиады в Рио. По количеству золотых медалей на Играх она занимает второе место в истории после нашей соотечественницы Ларисы Латыниной, у которой их девять. В США многие рассчитывали, что в Токио Байлс выиграет все шесть дисциплин и станет единственной в истории гимнастики десятикратной победительницей Олимпиад. Это стало бы поистине эпическим завершением спортивной карьеры — такие примеры и такие имена навсегда остаются в истории спорта.
В интервью после выступления спортсменка заявила, что после неудачного упражнения «просто не хотела продолжать», поскольку нанесла «небольшую травму своей гордости». Байлс подчеркнула, что ей необходимо «сосредоточиться на своем психическом здоровье» и что «быть на Олимпиаде главной звездой — нелегкое дело».
Мы увидели, как, с одной стороны, груз прежних побед и ответственности может не просто давить на спортсмена, а едва ли не задавить его своей символической и психологической тяжестью. С другой стороны, несчастье (по-другому это трудно назвать) Байлс подтверждает, что совсем не случайно она принимала свои препараты, разрешённые медицинскими исключениями ВАДА. Это к тому, что здесь совсем нет места для злорадства некоторых наших болельщиков, кажется, навсегда уязвлённых связанным с Россией допинговым скандалом.
Ставшие чемпионками российские гимнастки, скорее всего, сумели бы победить, выступай Байлс дальше в турнире. В определённой степени это признала и сама Симона, когда подошла после объявления результатов поздравить и обнять соперниц — наших спортсменок.
Трудно представить, что творилось в голове и душе Байлс, во время и после соревнований. Лишь отдалённым эхом пережитого звучат её собственные слова.
«Это просто отстой, когда ты борешься с собственной головой. Ты хочешь сделать это для себя, но при этом ты очень сильно переживаешь о том, что скажут и подумают все остальные в интернете... Мы должны защищать свой разум и тело, а не просто выходить и делать то, что люди от нас хотят... Мы не просто атлеты, в конце концов мы люди, и иногда нужно отступить назад».
Когда писался этот текст, ещё не было известно, примет ли Симона участие в оставшихся личных соревнованиях гимнастического турнира. Байлс этого не исключала. Как и того, что, возможно, ей придётся сделать заход на ещё одни Олимпийские игры или же вовсе закончить карьеру.
«Я больше никому не нужна?»
Между тем в нашей команде разыгралась почти такая же трагедия, правда, с куда меньшим медийным эффектом. В её центре оказалась известная наша чемпионка по плаванию Юлия Ефимова.
Для 29-летней Ефимовой это тоже должна была быть последняя Олимпиада, на которой спортсменка, долгое время тащившая за собой отечественное плавание на международных стартах, надеялась завоевать свою первую и, возможно, последнюю золотую медаль. Олимпийские бронза и серебро у Юлии уже были, а золотых медалей чемпионатов мира и Европы, как говорится, — без счёта.
И вот не удалось. В чём-то из-за упрямства наших же чиновников от спорта, упёршихся в результаты предолимпийского отбора, на котором Ефимова показала на своей коронной дистанции 200 м брассом только третий результат. В итоге Мария Темникова, опередившая Юлю в отборочных заплывах, в Токио даже не сумела попасть в финал.
Ну, а Ефимова, на вдвое более короткой дистанции, где всегда чувствовала себя не так уверенно, как на «двухсотке», показала только пятый результат.
Коснись Юлия бортика в Токио на полсекунды раньше, сразу ожили бы воспоминания о том, что эта девушка с фирменной улыбкой долгие годы уплывала почти от всех соперниц, добывая единственную медаль для всей сборной России по плаванию. А потом через суд пробилась на Олимпиаду в Рио, чтобы принести России два сложнейших и ценнейших серебра.
Победа заставила бы умолкнуть отечественных хейтеров, которых у Ефимовой хватает, которые недолюбливают спортсменку за раскованность, за независимость в поступках и суждениях, за достаток, за то, что живёт в Америке — в общем за всё то, что так не любят у нас в стране.
И у Юлии Ефимовой, как у и Симоны Байлс, сегодня есть выбор — уйти «в тираж» после сокрушительного поражения, или ещё раз попробовать победить через... уже не четыре, а три года.
Фехтовальщица Софья Великая уже сказала, что словосочетание «пятая Олимпиада» звучит не так страшно.
Думаю, что непредвзятые болельщики хотели бы, чтобы и Ефимова с Байлс ещё раз попробовали завершить свои шикарные карьеры не таким вот пшиком, как сейчас, а на высокой, красивой ноте...
Сергей Бесков
СамолётЪ