Металлурги «в шоколаде». Руководству страны не нравится, что сегодня отрасль стала одной из наиболее маржинальных
Накануне ассоциация предприятий черной металлургии «Русская сталь» (РС) сообщила о том, что российские металлурги по предварительным итогам первого полугодия 2021 года, которое еще не завершилось, удвоили выплаты в бюджет до более 200 млрд руб. Производство стали увеличилось на 5%, до 38 млн тонн, а объемы инвестиций металлургических компаний, подчеркивают в РС, находятся на максимальных уровнях за последние 20 лет.
Аналитики, комментирующие заявление ассоциации отмечают: сектор по итогам года может увеличить маржинальность бизнеса до 35–40%, а размер дивидендов нарастить до рекордных значений. Кроме того, эксперты обращают внимание: своё заявление «Русская сталь» делает в ситуации, когда высшие российские чиновники явно недовольны металлургами: те, по мнению правительства, слишком много прибыли распределяют между акционерами (в том числе, выводя её за пределы страны), а не инвестируют в российскую экономику. Так премьер Михаил Мишустин в ходе отчета правительства в Госдуме не исключил дополнительных налогов для бизнеса металлургов. А в Минпромторге в конце апреля заявили, что государство будет внимательно следить за распределением полученных дополнительных дивидендов.
Успехи металлургических компаний страны хорошо объяснимы. Главная причина — рост мировой конъюнктуры, к которой отечественные производители оказались готовы, проведя модернизацию производств и большую работу по снижению издержек. Поэтому совсем не удивительно, что сегодня они получают свою законную повышенную маржу с двукратно выросших цен (так, например, стоимость горячекатаного рулона FOB Черное море увеличилась с октября 2020 года по май 2021 года с $507,5 до $1010 за тонну). На этом фоне ЦБ прогнозирует рост дивидендов российских металлургов и горнодобывающих компаний на рекордные 500 млрд рублей.
По оценке управляющего директора рейтингового агентства НКР Дмитрия Орехова, маржинальность по EBITDA сталелитейных компаний РФ по итогам 2021 года будет на уровне 35–40%, что примерно вдвое выше уровня 2020 года. Этому будет способствовать государственное стимулирование восстановления промышленности в разных странах, постепенный рост деловой активности, сезонное увеличение в середине года спроса со стороны строительного сектора. Дополнительным стимулом будет рост спроса на сталь для производства турбин для ветряных электростанций, а также новый инфраструктурный план развития США, предложенный администрацией Джозефа Байдена. Сдерживающими факторами, по его мнению, станут ужесточение экологической политики в Китае, а также «повышение контроля правительств некоторых стран за рынками сырьевых товаров».
В отличие от стагнирующего нефтяного сектора металлургия сегодня находится на подъёме во всех смыслах: уходя от производства простых полуфабрикатов не просто в выпуск новых марок стали, а новых продуктов с высокой добавленной стоимостью в кооперации с компаниями из разных отраслей — от производства нефтегазового оборудования до ветрогенераторов. Показателен в этом смысле пример «Северстали», демонстрирующей большой интерес к сфере высоких технологий и деятельности стартапов.
Развитие металлургии вызывает спрос на подготовку квалифицированных кадров для отрасли и развитие отраслевой науки. В только что вышедшем предметном рейтинге ARWU — Global Ranking of Academic Subjects российские вузы представлены в 29 предметных областях из 54 возможных. Но наибольшее число российских университетов вошло в предметные области «Математика», «Физика» и «Металлургия». При этом именно металлургия получила наиболее высокие позиции рейтинга.
Наконец, металлурги сегодня — одни из самых активных драйверов российских инвестиций. Причём, не только инвестируют сами (инвестиции меткомпаний России находятся на максимуме за 20 лет, а план по всей отрасли на 2021 год — около 300 млрд рублей), но и помогают инвестировать компаниям из других отраслей. В частности, своей продукцией, поскольку металл остаётся основным конструктивным материалом промышленности.
В минувшую субботу об этом говорил, к примеру, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников на торжественном открытии новой судоверфи в Череповце, упоминая в числе основных факторов появления этого инвестпроекта наряду с господдержкой и спросом на обновление речного флота ещё и металл «Северстали», отвечающий всем требованиям Российского речного регистра.
Однако в понедельник успехи российских металлургов были в очередной раз дезавуированы: в интервью РБК первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил дословно: «Мы посчитали, что нас, извините за это слово, металлурги нахлобучили, нас, государство, бюджет, в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей по году. Эти деньги, я считаю, они должны нам вернуть в виде налога», — сказал Белоусов.
Каким будет механизм возврата, непонятно, но чиновника он даже не очень интересует: «У нас рынок свободный, но государство имеет все возможности установить налоги таким образом, чтобы то, что они получили, у них забрать».
Но на прошлой неделе замминистра промышленности Виктор Евтухов на саммите «Русская сталь: стратегия роста» предложил набор гораздо более болезненных для металлургов мер. Среди них введение вывозной пошлины на все черные металлы до конца года, увеличение железнодорожных тарифов на экспортные поставки металлургических грузов, дальнейшее повышение НДПИ для горнодобывающих компаний (с ростом коэффициента с 3,5 до 10), отмена возврата входящего НДС при экспорте и увеличение ставки налога на прибыль.
Белоусов ещё с 2018 года считается главным сторонником идеи изъять у металлургов «сверхдоходы». И, похоже, от этой идеи не отказывается.
Вряд ли результат для экономики страны от таких заявлений будет позитивным. Дело даже не в том, что такие слова рушат котировки акций компаний. Правительству и конкретно господину Белоусову на это скорее всего наплевать. Хуже другое: разнонаправленные сигналы, которые руководство страны посылает бизнесу. Одной рукой оно пытается придумать механизм изъятия у частных экспортеров сверхприбылей, а другой — заставить «жадный» бизнес инвестировать на родине, и тоже под угрозой увеличения налоговой нагрузки.
Но и это ещё не самое худшее, что может ждать отечественный бизнес. Некоторые источники сообщают, что идея повышения налоговой нагрузки на бизнес широко гуляет в околокремлевских кругах в качестве источника для финансирования бюджетных обязательств государства. И жёсткие заявления Белоусова — это, оказывается, ещё вполне «вегетарианский» вариант программа стимулирования частных инвестиций в экономику страны.
Если он не сработает, инициатива окажется на стороне «фискальных ястребов». После чего события могут развиваться не лучшим образом и для крупного капитала, и для регионов его присутствия...
Сергей Авдеев
СамолётЪ