Нам некуда больше спешить? Почему Путин «обнулил» нацпроекты
Главный ответ на заявленный нами вопрос лежит на поверхности — пандемия коронавируса сделала невыполнимыми планы российского правительства потратить на ускорение экономического роста 25,7 трлн рублей до 2024 года. Возможно, даже осознание этого факта стало дополнительным стимулом для ускорения принятия конституционных поправок. Особенно той, что продляет срок путинского президентства. Теперь на самом деле можно уже никуда не спешить, а сосредоточиться на том, чтобы смягчить обвал доходов населения. Эксперты полагают, что к инвестиционным планам власти вернутся не ранее 2022 года.
Из-за нефтяного и коронавирусного кризиса Россия потеряла минимум год экономического роста, сказал Forbes главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. По уровню доходов населения откат еще сильнее: к концу года они будут на 15% ниже уровня 2013 года, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Преодолеть этот разрыв даже к 2030 году будет очень сложно, считает она.
Напомним, цели нацпроектов до 2024 года прописаны в майском указе 2018 года. Нацпроекты должны были позволить ей обойти по темпам роста глобальную экономику, а стране — обогнать Германию и войти в пятерку крупнейших стран по ВВП на душу населения по паритету покупательской способности.
Но в понедельник Владимир Путин был вынужден сказать: «Мы обязательно должны учитывать новые факторы и обстоятельства... особенно связанные и с эпидемией, и с последовавшими экономическими реалиями, экономическим кризисом, теми тенденциями, которые развиваются сейчас и в глобальной экономике, и у нас в стране».
Вообще он сделал сразу много заявлений, не особенно, видимо, заботясь о том, что они противоречат друг другу и реальной ситуации в стране.
Например, по мнению президента, Россия имеет уникальный исторический шанс решить проблему с жильем для населения. При этом четверть россиян продолжают жить без центральной канализации, ещё больше — без горячего водоснабжения. Или, объявив «обнуление» (пусть и временное) нацпроектов, которые должны вывести страну в экономические лидеры, Путин тут же говорит, что «Россия готова войти в число мировых лидеров по цифровизации и технологическому развитию». Получается, в число мировых лидеров можно войти даже без реализации нацпроектов?
Прояснить подобные противоречия мог бы план восстановления экономики, который, по словам премьера Мишустина, есть, но пока никто не знает точно, что он собой представляет. Тем не менее именно этот план, а не нацпроекты, будет определять экономическую повестку страны.
До пандемии предполагалось, что нацпроекты запустят инвестиционный рост, ускорят рост доходов населения и прибавят 0,6–0,8 п.п. к ежегодному приросту ВВП. Теперь часть расходов бюджета направлена на компенсацию сокращения реальных доходов населения, которые в этом году упадут на 6% год к году, а в следующем году их динамика будет околонулевой, прогнозируют экономисты.
По некоторым из нацпроектов перенос целей уже анонсирован. Так, по «Цифровой экономике» доступ 97% домохозяйств к широкополосному интернету отнесен на 2030 год вместо 2024 года, а достигнуть ввода 120 млн м² жилья в год возможно только к 2026–2027 годам.
Перенос нацпроектов скорее всего скажется и на экономике регионов. Недавно главный финансист Вологодской области Валентина Артамонова уверенно говорила, что региональный бюджет выполнит свои обязательства по софинансированию исполнения нацпроектов на своей территории. И, вероятно, в этом году всё так и будет. Возможно, даже, что региону даже помогут достроить череповецкий мост (на крайний случай Олег Кувшинников обещал сделать это на вологодские деньги). Но в том, что в будущем госинвестиции сохранятся в прежнем объёме уверенности нет. Поэтому губернаторам стоит задуматься о том, что делать, когда инвестиции из федерального бюджета урежут.
Илья Неведомский
СамолётЪ