Не в деньгах счастье

 Настроения жителей области, несмотря на не самые радужные показатели экономики региона, в целом кореллируют с настроениями жителей остальной России – пока в них преобладает бодрый настрой: не первый кризис переживаем, справимся и теперь.
 Областная статистика дает нам такие индикаторы положения дел в экономике региона: за период с января по апрель этого года индекс промышленного производства в целом (в процентах к соответствующему периоду годом ранее) составил 73,2. Наибольшее падение наблюдалось (с учетом малого предпринимательства) в таких отраслях, как «добыча полезных ископаемых» - -44,5%, «производство кожи, изделий из кожи и обуви» - -54,4%, «производство оптического оборудования» - -51,6%. В целом обрабатывающее производство «похудело» почти на четверть. В том числе, более чем на 30% - металлургия и производство машин и оборудования, более 20% не досчиталась региональная деревообработка. Даже наши региональные монополисты, занимающиеся «производством и распределением электроэнергии, газа и воды» произвели «товаров и услуг» почти на 16% меньше. Лучше всего дела идут у пищевиков (-5,5%) и химиков (-5,7%).

 Первый (к сожалению, часто – единственный) ответ бизнеса на падение спроса и объемов производства – «оптимизация» численности персонала. Следствием, естественно, становится рост числа безработных. Всего количество таких «не занятых трудовой деятельностью граждан», как дипломатично выражается статистическое ведомство, составило в апреле 32038 человек. К апрелю прошлого года оно выросло в более чем 3 раза. Категорически безработными признаны 29 тысяч и еще один человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 4,4% к экономически активному населению. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию («коэффициент напряженности») составил 2,5 «человека на место», к апрелю 2008 года он вырос в 2,6 раза.
 Справедливости ради, надо сказать, что не все предприятия поддались «оптимизационному соблазну», есть примеры, когда предприятия шли на безжалостное урезание всего, чего угодно, только не живых людей. Кажется, начинают «приходить в себя» и там, где «зуд» кадровой оптимизации был особенно силен.
 В первую очередь это относится, конечно, к «Северстали». На официальном сайте компании появилось сообщение о том, что она приступила к «реализации мероприятий, направленных на сохранение персонала, находящего под риском увольнения в городе Череповце». Директор по кадрам ЧерМК Александр Осипов заявил, что «Череповецкий металлургический комбинат планирует переобучить и повысить квалификацию с последующим переводом в другие подразделения предприятия более 1300 работников». Всего в этом году профессиям, востребованным на предприятии, планируется переобучить 1379 человек. Время обучения оплачивается работнику в размере средней заработной платы. Часть средств, затраченных на переобучение, будет компенсирована из федерального бюджета. Размер планируемой компенсации составит порядка 5 млн. рублей. Кроме того, для сохранения персонала на ЧерМК планируется создать свыше 2500 временных рабочих мест, в ближайшее время - около 1500. На время занятости работнику сохраняется средняя заработная плата по прежнему месту работы. Предприятие получит компенсацию затрат из федерального бюджета в размере одного МРОТ на человека в месяц. В настоящий момент заключены договора на организацию 1863 временных рабочих мест. Размер компенсаций, подтвержденных договорами, составляет 24,5 млн. рублей. Так же в рамках реализации программ занятости, в ближайшее время на ЧерМК будет создано порядка 800 мест для общественных работ.
  Конечно, альтруизмом здесь не пахнет – если сосчитать общий размер компенсаций, то бюджету забота предприятия о собственных работниках обойдется в 40,8 млн. рублей (это если сосчитать все озвученные ЧерМК цифры). Пусть не бесплатно, но хорошо уже то, что хоть как-то будет приостановлена «эпидемия» сокращений. Все-таки за каждым из них – живой человек, а то и не один. Этим людям тоже надо как-то и на что-то существовать.
 Между тем, статистика структуры использования денежных доходов населения демонстрирует неуклонное снижение превышения доходов населения над его (населения) расходами. Это красноречивое свидетельство того, что, грубо говоря, «кошельки худеют», семейные запасы наличности истощаются. В цифрах это выглядит следующим образом: если в прошлом году превышение доходов над расходами было стабильным и составляло в среднем от 12 до 18,5% в месяц, то в феврале уже было 9,8%, а в марте и вовсе 2%. Показательно даже сравнение двух «нетипичных» месяцев – январей- с их щедрыми тратами, связанными с новогодними и рождественскими праздниками. В январе 2008-го вологжане потратили больше, чем заработали «всего» на 3% больше, а в январе 2009-го больше уже на 14%.  
 Как же на эту невеселую картину реагирует население? Исследователи из «Левада-центра», например, считают, что пока что преобладает бодрый настрой: справимся, мол. Причем, на экономический потенциал, о росте которого так много говорилось по телевизору, обычные граждане рассчитывают мало. В январе экономическим курсом руководства страны и вообще положением дел в стране были недовольны две трети населения. Те же две трети были недовольны материальным положением своих семей. Значит, полагает руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон в своем комментарии для «Ведомостей», источник оптимизма не в накопленных материальных ресурсах: «Наши исследования, проводившиеся в прошлые кризисные периоды, показывали, что главное богатство общества в таких странах, как Россия, - не финансовый, а социальный капитал. Им являются отношения самых близких людей».
 В распоряжении «РМ» есть также данные мониторингов общественного мнения в Вологодской области, проведенных ВНКЦ ЦЭМИ РАН в декабре 2008-го и феврале 2009-го года. Было опрошено 1500 респондентов в Вологде, Череповце и еще восьми районах региона. Ошибка выборки не превышает 3%. Судя по данным социологов, они зафиксировали наличие двух противоположных тенденций.
     Обобщая выводы экспертов, можно говорить, с одной стороны, об усилении протестного потенциала вологжан, ощутивших на себе последствия финансово-экономического кризиса. Удельный вес негативных суждений по поводу экономической ситуации в стране и регионе вырос до 45% против 14% в январе-августе 2008 года. Увеличилось и число людей, которые негативно оценивают свое собственное настроение – до 42% с 23%.
 С другой стороны, отмечается не только сохранение традиционно характерного для жителей области «запаса терпения», но его некоторый рост. По мнению социологов, в основе этого феномена могут лежать две причины. Так население реагирует на активность федерального и регионального правительств, все-таки принимающих какие-то меры по борьбе с последствиями кризиса. И в перспективе уровень социальной напряженности во многом будет зависеть от эффективности антикризисных действий властных структур всех уровней. Но «терпеливость» вологжан зависит не только от этого фактора. Большинство из них (более 60%) все еще продолжают оценивать благосостояние своих семей как среднее. Кризис не привел к серьезному увеличению доли населения с низкой оценкой покупательной способности и низким социально-экономическим статусом.
 Парадоксальной, совмещающей, кажется, несовместимое, ситуация кажется только на первый взгляд. В глубине ее, как нам представляется, лежит особенность нашего отечественного социума, с его не самой сильной верой в государственные институты. Больше всего россияне склонны опираться на собственные возможности, семейные, родственные, дружеские связи – те самые «сети общения», которые людям представляются наиболее надежным ресурсом в случае трудностей и бедствий. Интересно, что граждане не упорно не желают придавать своим кругам и сетям общения хоть малые признаки формальности, превращать их в организованные, устойчивые формы «гражданского общества». Можно сказать, они почти инстинктивно берегут их неформальный, «неубиваеый» характер. И можно быть уверенными, что как только «нормальная жизнь» в стране восстановится, неформальная гражданская активность опять спадает до уровня обычных родственных и дружеских связей.

Илья Неведомский

Кстати
 Источник «РМ» в Законодательном Собрании Вологодской области сообщил о намерении части депутатов на июльской сессии регионального парламента, посвященной «антикризисному» бюджету, выступить против безусловной передачи в ведение области и города Череповца оставшихся объектов социальной сферы «Северстали». «На содержание этих объектов в этом году требуется более 200 млн. рублей, такая серьезная сумма, во-первых, не была запланирована и в прежнем бюджете, а новом, который явно будет сокращен, ее и вовсе найти будет невозможно», - утверждает собеседник. По его мнению, глава и главный собственник металлургического холдинга Алексей Мордашов должен «раскошелиться» и оплатить содержание своей социальной сферы до конца года – либо за счет компании, либо из своих собственных средств.

{jcomments off}

Поделиться
Отправить