Тоска по столпотворению. Будущее торговых центров остаётся неопределённым
Накануне вологодский губернатор объявил возможный старт со следующего понедельника второй волны карантинной либерализации, если до конца недели коэффициент распространения инфекции удержится на уровне ниже 0,8. А главным событием второй волны обещает стать открытие непродовольственных магазинов большой площади — торговых центров, играющих важную роль не только в экономике, но и в социальной жизни российских городов.
Однако существуют большие опасения, что распахнувшиеся двери ТЦ и ТРЦ принесут горожанам и муниципальным властям не облегчение, а разочарование и даже дополнительную головную боль.
На это уже намекает столичный опыт, где крупноформатные магазины открылись раньше, чем в провинции. В Москве открытие торгцентров после двухмесячного закрытия из-за пандемии COVID-19 пока не вызвало потребительского ажиотажа. Спрос сдерживают сохраняющиеся ограничения на передвижения и пессимизм потребителей в отношении будущего роста доходов. На этом фоне трафик, восстановившийся в некоторых торгцентрах в первый день открытия, носит скорее экскурсионный характер.
Начало открытия ТЦ по времени совпало с началом кризиса в онлайн-торговле. Дело в том, что после нерабочих недель у людей стали заканчиваться накопления, а доходы — снижаться. В итоге граждане начали экономить, откладывать покупки (в первую очередь дорогостоящие) на будущее.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев отмечает, что ретейлеры уже обратили внимание на снижение суммы среднего чека. Причем этот тренд фиксируется как в сегменте покупок продуктов питания и медицинских товаров, так в одежде и технике (включая мобильные устройства связи).
Но дистанционную торговлю сдерживают не только доходы. Карантин лишил многие компании значительной части покупателей, для которых посещение торгового центра — это возможность исследовать ассортимент и найти для себя что—то новое. Это к ним в полной мере можно отнести перефразированный слоган «эмоции — двигатель торговли». А без них магазины, работая как пункты выдачи заказов, приносят в среднем не более 20% своей стандартной выручки.
Велика надежда, что как только торговые центры и магазины откроют двери для покупателей, многие вернутся к шопингу офлайн — просто потому, что соскучились по живому общению и возможности потрогать вещи перед покупкой.
На это надеется и мэр Череповца Вадим Германов, который на пресс-конференции в среду сетовал на потерянные налоговые доходы в 160 млн руб. из-за коронавирусного простоя городского малого и среднего бизнеса (в основном в торговле и сфере услуг).
Между тем, как уже было сказано, оптимизм по поводу начала работы торговых центров может довольно быстро смениться пессимизмом.
Чему будут способствовать уже упомянутые конкуренция с онлайн-торговлей, падение доходов населения, его коронавирусные опасения, помноженные на стремление государства ограничить возможности для столпотворений в закрытых помещениях. То есть наказуемым станет то, что составляет главный экономический смысл ТРЦ.
Это может снова загнать торговые центры в кризис — острый и долгий. Некоторые наблюдатели даже полагают, что он будет «вечным».
Но, бог с ней, с экономикой. Другой, не менее серьёзной проблемой кризис ТРЦ может обернуться для жителей городов, в которых они расположены. Для гражданина, с навязанным ему потреблением в качестве основной общественной мотивации, торгово-развлекательные центры часто остаются единственным местом социализации.
Ни для кого не секрет, что они давно стали центрами не только торговли, но и вообще всего досуга жителей спальных районов наших городов. Для молодёжи эти фактически большие деревни, состоящие из гигантских многоэтажек, в отсутствии другой массовой культурной, спортивной и досуговой инфраструктуры привлекательны именно наличием ТРЦ. Без всего этого тот же бурно растущий сейчас Зашекснинский район Череповца будет стремительно превращаться в некое социальные гетто.
Вгоняющим в депрессию мрачным намёком на такую перспективу уже несколько лет подряд служит наглухо заколоченное бывшее здание гипермаркета «Окей» на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Раахе.
Наиболее радикально настроенные эксперты предлагают перепрофилировать находящиеся в кризисе ТРЦ в производственные площадки, полагая, что это лучшая альтернатива их превращению в захламлённые «блошиные рынки», которыми стали в своё время бывшие советские «дома быта».
«Когда гражданин, страдающий от экономической депрессии и лишенный привычного досуга, на месте полупустого ТРЦ увидит живущий активной хозяйственной жизнью производственный объект — это будет лучшей мотивацией для него. И хорошей иллюстрацией того, что единственно верный выход из кризиса — рост производительного капитала», — считает обозреватель «Делового Петербурга» Семён Уралов.
Но всем нам всё ещё хочется надеяться, что до таких радикальных перемен дело не дойдёт...
Сергей Авдеев
СамолётЪ