Я мать или не мать? Почему никто не вспоминает о женщинах, рожавших детей до 2007 года
В Послании Федеральному собранию от 15 января 2020 года Владимир Путин заверил народ в том, что программа маткапитала* будет продлена как минимум до 31 декабря 2026 года, и предложил увеличить маткапитал на второго ребёнка ещё на 150 тысяч рублей до 616 тысяч 617 рублей с ежегодной индексацией.
Тут же глава Национального родительского комитета Ирина Волынец прокомментировала заявление президента.
«Великолепная инициатива. Я уверена, что миллионы россиян, которые сейчас слушают послание, счастливы... Во-первых, материнский капитал будет выплачиваться уже на первого ребёнка. Во-вторых, по факту рождения второго ребёнка он будет также увеличиваться... По факту рождения третьего ребёнка государство оплачивает сумму в размере 450 тыс. рублей из стоимости ипотеки. Сумма, особенно для регионов, очень большая, а в ряде регионов на неё даже можно купить жильё»... По словам Волынец, чтобы рождать детей, людям нужна уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. И для многих семей рождение даже первого ребёнка в финансовом плане является сложным обстоятельством...
Я очень рада за молодые семьи, которые получают и еще получат помощь от государства.
Но как быть с нами, рожавшими детей в 80-90-начале 2000 годов? Мы делали это как-то по-другому? Или, может, были более обеспечены, чем сегодняшние молодые родители? Или уверенности в завтрашнем дне у нас было больше? Или дети наши были чем-то хуже, не такие граждане России, как нынешние младенцы?
Мы рожали детей в перестроечное время, сами их поднимали, воспитывали, образовывали. Кроме наших родителей, бабушек и дедушек, нам никто не помогал. Да, мы успели хорошо их выучить (потому что школа была еще «советская»), сохранить им здоровье (потому что еда и врачи были тогда «настоящими»), дать высшее образование (потому что в институте можно было учиться «без денег»). Государство не обращало на нас внимания. Оно было занято накоплением капитала.
Мы тоже рожали, когда уровень рождаемости в стране стремительно падал. Помню, во всем роддоме мамочки лежали в одной палате (по-моему, нас было всего шесть человек), остальные палаты стояли пустыми. Именно потому, что мы в 90-е годы родили детей, сейчас есть кому работать в стране. Мало, конечно, людей среднего возраста, но они есть.
Я считаю, в свое время мы выполнили свой гражданский (материнский) долг на все 100%. Не за деньги, а потому что любили мужей, любили детей.
Когда сегодня молодые мамочки получают материнский капитал, я за них радуюсь. Но вместе с тем у меня такое чувство, что меня опять обманули.
Ну и что, что мои дети уже большие, взрослые люди. Я ведь их родила. Я мать или не мать?! Я не заслужила материнский капитал?
Думаю, все женщины со мной согласятся.
* Программа материский капитал — это форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего детей, имеющего российское гражданство. В 2018 году расходы на программу составили 302,3 млрд руб. Всего в 2009–2018 годах на реализацию программы было направлено 2 трлн 339,6 млрд руб.
Елена Прекрасная
СамолётЪ