«Княжна Туктамышева». Что делать в большом спорте тому, кто уже (ещё) не первый?
Чемпионка Европы и экс-чемпионка мира несмотря на отличные прокаты произвольной остались за чертой участников финала.
Соревнования в Чунцине стали возможностью для фактически «запасных» российского женского катания проявить себя, а для нас — посмотреть на то, справятся ли они с нервами и судьями.
Результат получился неоднозначным, но в целом — приятным.
Для опытной, эпатажной Елизаветы Туктамышевой, этой enfant terrible нашего фигурного катания, после третьего места на этапе в США китайский турнир был последним шансом зацепится за финал мировой серии. Признаемся себе честно — после того, как в числе участниц китайского этапа «Гран-при» вместо вице-чемпионки Элизабет Турсынбаевой появилась кореянка Ю Ен, юная, самобытная и музыкальная соперница с тройным акселем, шансы Елизаветы Туктамышевой занять необходимое ей второе место резко пошли вниз. Оставалось надеяться на то, что тройной аксель у кореянки до сих пор остаётся нестабильным элементом с вероятностью успешного исполнения 50 на 50.
В итоге в прокате короткой программы выпали те самые неудачные 50%, еще и потянувшие за собой второе падение. После чего впору было говорить о подарке судьбы для Туктамышевой. Которым, увы, Елизавета воспользоваться не сумела.
От неё можно было ожидать недокрутов, неясных и неверных ребер на всех без исключения прыжках. Но не падения с акселя, с которого Лиза не падала на соревнованиях, минимум, год. А она упала, и эта неудача на первом прыжке повлияла на дальнейший ход программы: двойной тулуп, выполненный вместо тройного, собственно говоря, и лишил Елизавету второго места.
Короткая программа Елизаветы в этом сезоне вообще вызывает сожаление у экспертов: яркая, стильная и явно более скоростная, чем ее предыдущие постановки, она никак не может прозвучать на полную мощность на международных стартах из-за ошибок.
Но оставалась призрачная надежда на «возвращённую из прошлого» произвольную программу, и на то, что, к счастью для Елизаветы отрыв от идущей на втором месте Сатоко Миахары составлял менее 3,5 балла.
Произвольную Елизавета выполнила по впечатлению блестяще — с драйвом, эмоциями, на кураже. И закадровый возглас Татьяны Тарасовой «Молодец, Лизон!» — лишнее тому свидетельство. С элементами «ультра-си» у Туктамышевой тоже было всё в полном порядке — два отличных тройных акселя, в каскаде с двойным тулупом (на плюс 2,4 балла) и сольно (на плюс 1,49 балла). 21,19 балла за два элемента — это очень круто. К сожалению, на третьем прыжковом элементе — тройном лутце — случился степ-аут, что, возможно, стоило россиянке более дорогого каскада, чем в итоге были сделаны. Всё остальное чисто и на плюсы.
К сожалению, Лизу подвели мелочи. Например, два вращения были из четырёх были только третьего уровня, равно как и дорожка шагов. Вроде бы мелочь, однако 0,3 балла тут, 0,4 балла там — именно из-за этих десятых Туктамышева лишилась второго места на этом этапе и, возможно, участия в финале «Гран-при». Японке Сатоко Мияхаре россиянка в итоге проиграла 2,08 балла — по сути, как раз те самые собравшиеся воедино десятые из короткой и произвольной программ.
Что касается Софьи Самодуровой, то после её неудачного и непростого вхождения в сезон, от ее выступления в Чунцине можно было ожидать чего угодно. Однако после окончания ее короткой программы, даже с учетом не самых высоких и недокруте на флипе впору было восхититься. По сравнению с короткой программой на турнире Бергамо Софья совершенно преобразилась: подобрала более удачный костюм, стабилизировала прыжки и самое главное — вновь стала излучать прошлогодние уверенность и задор. Те самые, которые помогли ей стать чемпионкой Европы и отобраться в сборную страны.
Приятно, что и в произвольной Софья обошлась без грубых ошибок. К сожалению, судьи усмотрели недокруты сразу на трех прыжках, из-за чего высветившаяся изначально оценка за технику сползла вниз почти на семь баллов — с 66 с половиной до всего лишь 59,97. Да и компоненты Самодуровой, особенно учитывая её результаты и достижения прошлого сезона, судьи, кажется, явно подзажали.
Говорить что-то особое про Анну Щербакову на этом этапе особого смысла нет — космос остаётся космосом, он и в этот раз никуда не делся. Но, возьмём на себя смелость заявить: Туктамышева и Самодурова тоже внесли свой немалый вклад в этот головокружительный взлёт наших лидеров. Равно, как в общий успех отечественного фигурного катания.
Комментируя итоги этапа, тренер обеих девушек Алексей Мишин высказался в том смысле, что общая, невероятная сейчас сила российских фигуристок «имеет и свою отрицательную сторону» — общая атмосфера в судейском корпусе играет против них: судьям не очень хочется судить фактически открытый чемпионат России. На это же намекала в своём телекомментарии и Татьяна Тарасова.
В какой-то степени реакция судей закономерная. Бороться с ней жалобами и протестами, пожалуй, дело бесперспективное. Единственный действенный способ — быть безупречными в катании и на голову выше соперниц. Такое в нашей прекрасной команде, как видим, под силу не всем.
Но тем, из наших «неудачниц», а совсем недавно — чемпионок, у кого всё-таки есть силы и мотивация — нужно доказывать, что они не самозванки на этом большом празднике под названием «спортивная карьера». Поэтому хочется пожелать успеха им обеим. И 17-летней «царевне» Софье, для которой главное сейчас — не растерять свои преимущества и сохранить себя в спорте, чтобы, оправившись, попытаться ещё раз показать свой бойцовский характер.
И 22-летней «княжне» Туктамышевой, которая заявила в Чунцине о своём желании «просто докатать сезон стабильно, с хорошими прокатами»: «А дальше посмотрим, что получится. Пока я хочу для себя доказать, что могу несколько сезонов подряд хорошо кататься и выступать. Есть ли у меня пунктик насчет чемпионата мира? Уже нет, хочется просто насладиться тем, что есть», — сказала не по возрасту мудрая Елизавета корреспонденту ТАСС.
Сергей Бесков
СамолётЪ