Датчик. Вопрос воспитания. За что Иван Грозный убил своего сына?
Среди исследователей есть мнение, что царевич умер после болезни, есть еще догадки, что его могли отравить. Вопрос о причине смерти Ивана Ивановича до сих пор остается открытым.
Свою трактовку исторических событий, на наш взгляд, убедительную, предлагает кандидат исторических наук Сергей Шокарев.
Разберемся с датой
Никто точно не может сказать, когда произошла трагедия с убийством. Кто-то предполагает, что несчастье случилось в 3 июля 1583 года, кто-то утверждает, что в ноябре 1582 года. По мнению Шокарева, роковая ссора отца с сыном произошла вечером 9 ноября 1581 года. Это подтверждает содержание личного письма царя к боярину Никите Романовичу Юрьеву, помеченное этой же датой: «Которого вы дня от нас поехали, и того дни Иван сын разнемогся и нынече конечно болен... и нам для сыновни Ивановы немочи ехати в середу нельзя, и вы б о томъ помыслили, как тому быти, что король гонца своего прислал, а велит делати наскоро, и вы б к нам отписали, как о гонце о королеве быти, а нам, докудова Бог помилует Ивана сына, ехати отсюды невозможно».
19 ноября царевич скончался.
Сыновья Грозного
У Ивана Грозного было 5 сыновей. Дмитрий, Иван и Федор от первой жены — царицы Анастасии Романовны. Старший, Дмитрий, погиб, не достигнув годовалого возраста. Маленького царевича взяли с собой в паломническую поездку в в Кирилло-Белозерский монастырь. При переправе через Шексну, при высадке на берег нянька выронила Дмитрия в воду и он захлебнулся. Второй сын, Иван (1554–1581), скончался в 27 лет от, согласно распространенной версии, удара, нанесенного ему отцом в припадке гнева. Третий сын,Федор, дожил до 41 года, правил и стал последним царем из династии Рюриковичей — детей мужского пола у него не было. Четвертый сын, Василий, уже от брака с Марией Темрюковной, не прожил и двух месяцев. Последний сын царя, также Дмитрий, родился за два года до смерти самого Ивана IV. Царевич погиб в восьмилетнем возрасте в Угличе. По официальной версии, он при приступе эпилепсии напоролся на нож, неофициальная — был убит людьми Бориса Годунова.
Свидетельство «ученого попа»
Существует несколько источников, доказывающих виновность Ивана Грозного (как, впрочем, наряду с ними, есть свидетельства, доказывающие его невиновность).
Автором самой широко распространенной версии считается Антонио Поссевино — папский легат, секретарь генерала ордена Общества Иисуса (ордена иезуитов), приехавший в Россию по инициативе Ивана Грозного. В русских документах Поссевино именуется «ученым попом», «доктором» и «язовитом».
Поссевино прибыл в Россию незадолго до убийства наследника, в августе 1581 года. Сведения его, вращавшегося в высших сферах, довольно точны. Так, в своем трактате о Московии он перечисляет почти без ошибок ближний круг советников Ивана Грозного, приводит данные о российских крепостях, характеризует власть великого князя. Обстоятельствам смерти царевича Поссевино уделил особое внимание, «разузнавал правду» и достоверно выяснил следующее: «Все знатные и богатые женщины по здешнему обычаю должны быть одеты в три платья, плотные или легкие в зависимости от времени года. Если же надевают одно, о них идет дурная слава. Третья жена сына Ивана как-то лежала на скамье, одетая в нижнее платье, так как была беременна и не думала, что к ней кто-нибудь войдет. Неожиданно ее посетил великий князь Московский. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Князь ударил ее по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула мальчика. В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супруги, но этим только обратил на себя гнев и удары отца. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом. Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве».
Ранив сына, отец тотчас предался глубокой скорби и немедленно вызвал из Москвы в Александрову слободу лекарей. Но царевича им спасти не удалось.
Какие ваши доказательства?
Эта версия вызывает резкое неприятие у тех, кто защищает невиновность Ивана Грозного. Что может знать папский легат о нравах московских царей?
Но папский легат лично знал Ивана Ивановича, был осведомлен об обстоятельствах его жизни и гибели, больше того, смерть царевича оказала влияние на ход миссии Поссевино. И главное, историческим реалиям того времени не противоречат описанные им детали гибели царевича.
«Три платья». Известный знаток старомосковского быта Иван Забелин писал: «По порядку первою одеждою была сорочка и в качестве белья, как рубашка, и потом в качестве теперешнего платья сорочка верхняя, как мы заметили, соответствовала в употреблении теперешнему платью. Это была исключительно комнатная повседневная одежда, носимая с поясом, следовательно обозначавшая стан и грудь, что и ставило ее в разряд одежд стыдливых». Верхней одеждой была телогрея — распашное платье.
Можно доверять и сведениям о посохе как орудии невольного убийства. Т-образный посох среди реликвий московских государей числился с конца XV века. Он являлся «повседневным символом власти», Грозный мог постоянно носить его с собой и использовать как оружие во время приступов гнева. И такие свидетельства имеются. Помимо посоха, который видел и описал Поссевино («был у него и серебряный посох, похожий на епископский жезл, отделанный золотом и драгоценными камнями»), имелся у Ивана Грозного посох из рога единорога, царь приобрел его за огромную сумму в 1581 году. Существуют свидетельства, что в казне было два посоха из рога единорога, которые затем попали к полякам и были ими вывезены. Не потому ли заменили один посох другим, что первый стал орудием сыноубийства?
Скептики утверждают, что «на женскую половину терема не мог проникнуть никакой мужчина, хотя бы он был самым близким родственником». Но в писцовой книге Коломны 1577–1578 годов содержится описание царского дворца. Это была сложная система разных помещений, соединенных сенями и переходами. Государевых комнат насчитывалось три: передняя, средняя и задняя. Из задней комнаты «сенцы» выводили в переход, который вел к «столчаковой избе» (туалету), а оттуда переходами можно было добраться и до хором царицы. Так же мог выглядеть и дворец в Александровой слободе, только вместо хором царицы стояли хоромы царевича.
Итак, детали, упомянутые в сочинении папского легата, находят подтверждение. Также достоверно его сообщение о разводах царевича Ивана, совершенных по воле Грозного. Кроме того, в различных источниках говорится о враждебном и ревнивом отношении царя к старшему сыну. Грозный постоянно ссорился с сыном и бил его палкой.
Следов не обнаружено
Весной 1963 года в связи с ремонтными работами в Архангельском соборе Кремля было принято решение вскрыть гробницы Ивана Грозного, его сыновей и Михаила Скопина-Шуйского. Антропологическим исследованием руководил знаменитый археолог и скульптор Михаил Герасимов.
С Герасимовым работали судебные медики. Им предстояло, во-первых, подтвердить или отвергнуть достоверность сюжета знаменитой картины художника Репина, на которой изображено убийство Иваном Грозным своего сына ударом металлического посоха в область головы и, во-вторых, прояснить вопрос о возможности отравлений.
В итоге, на костях Ивана IV и его сына Федора никаких механических повреждений обнаружено не было. А по Ивану точного ответа эксперты получить не смогли: его череп был разрушен полностью. В то же время, эксперты заявили, что найденное в останках всех четырех погребенных количество мышьяка и ртути «не позволяет полностью исключить возможность острого или хронического отравления ее препаратами».
Что имеем, не храним...
Горе Грозного, по свидетельствам современников, было безграничным: «Каждую ночь князь под влиянием скорби (или угрызений совести) поднимался с постели и, хватаясь руками за стены спальни, издавал тяжкие стоны. Спальники с трудом могли уложить его на постель, разостланную на полу...» Царь дал по душе сына огромные вклады в Троице-Сергиев, в другие монастыри, богатая милостыня была отправлена на православный Восток. Сыноубийство потрясло Грозного, он совершил необычное деяние: приказал составить особые синодики — списки для церковного поминовения людей, казненных по его приказу и лишенных предсмертной исповеди и христианского погребения, — и разослать их по монастырям. Прекратились опалы и казни. Но было уже поздно. Династия катилась к закату.
Евгения Васильева
СамолётЪ