ОМОН и «Колокольчики». «Соло» Росгвардии добавило драйва пресному череповецкому «рок-фестивалю»
Череповцу всё-таки удалось «прославиться», причём так, как, наверное, не ожидали сами устроители традиционного мероприятия, которое проводится в городе на Шексне в память местного уроженца поэта Александра Башлачёва.
Во всяком случае, так считается. В реальности независимый фестиваль, который сначала назывался «Сашин день» и задумывался как праздник «живой музыки для живых людей», в определённый момент стал очень даже зависимым от бюджетных денег, был переименован во «Время колокольчиков» и превращён в инструмент продвижения «бренда города» и его руководителей.
В полную силу инструмент демонстрации благополучия и стабильности города, лояльного общей стабильной системе власти в стране, так и не заработал по-настоящему, несмотря на солидное финансирование. Возможно, ещё и потому, что уже в его названии было заложено противоречие: основной символ песни Башлачёва — «сердце музыканта, звенящее „под рубашкою“, противопоставляется „сбитым и расколотым“ колоколам, традиционно символизирующим общий „глас народа“ или даже „глас Божий“, величие, спокойствие и стабильность».
Но город продолжает проводить то, что здесь упорно называют «фестивалем» и что всё больше начинает походить на сборные концерты. Проблема «Времени колокольчиков», думаю, в том, что он завис где-то между свободой андеграунда и пафосом официоза, не имея фактически никакой внятной концепции, которая позволяла бы ему жить и развиваться. Об этом СамолётЪ писал уже не раз. Но, увы, по-прежнему ничего не меняется.
В этот раз вологодские и череповецкие рок-исполнители сошлась на сцене Ледового дворца с совершенно разными «Торбой-на-Круче», Игорем Растеряевым и «главным хитом» — кинчевской «Алисой», которая привезла в Череповец свой очередной «блок ада» и нескольких солдат своей «Армии», которые вместе с доблестными бойцами местной Росгвардии в общем-то и сыграли настоящий рок-н-ролл в этой «дыре».
На самом деле весь конфликт заключался в разном понимании противоборствующими сторонами понятия «общественный порядок», т.е. «совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов».
В обычаях фанатов «Алисы» толкотня на танцполе и жжение факелов — это и есть минимальный набор «норм и ритуалов», которыми должен сопровождаться каждый концерт кумиров.
В представлении Росгвардии тоже самое — грубое нарушение нового канона поведения и повод размять мышцы и отточить охранные инстинкты. Естественно, не обошлось без характерной для силовиков в последнее время неизбирательности: свои «хирургические» операции они проводят так, что больше всего тумаков достаётся почему-то совершенно посторонним людям. Как это случилось на череповецком концерте с ветераном боевых действий, которого пришлось везти в больницу. Но, поскольку полиция своей вины сейчас не признаёт, в добавление к синякам, сотрясению мозга и переломам несчастным, видимо, достаётся какая-нибудь уголовная или административная статья.
Грешно, конечно, об этом говорить, но ведь без драки фестиваль был бы совсем проходным — скучнее прошлогоднего. Кстати, в репортаже о «Колокольчиках-2018» корреспондент Самолёта приводил слова Сергея Бобунца, бывшего лидера группы «Смысловые галлюцинации», который помнит ещё первый череповецкий рок-фестиваль 1991 года «Рок акустика».
Автор этих строк тоже помнит тот фестиваль, который несколько дней продолжался в череповецком ДК «Строителей», и его настоящую рок-н-рольную атмосферу, которую сейчас нельзя передать не то, что в «Ледовом», но и ни на каком нынешнем «Нашествии». А ещё запомнилась тогда удивительно спокойная, тактичная даже работа милиции. Рокеры того времени тоже вытворяли всякое. Но правоохранителям удавалось решать все конфликтные ситуации «мирным путём», совсем уж терявшим облик рокерам давали возможность прийти в себя и снова возвращали зрителям — целыми и в общем невредимыми. Нынешнего озлобления не было и в помине...
Следующий, 2020 год, снова будет юбилейным — и для Башлачёва, и для связанного с его именем череповецкого фестиваля. Может быть, хоть что-то, наконец, изменится?
Сергей Михайлов
СамолётЪ