Губернатор и его тень. Эксперты допускают, что на выборах в Вологодской области может быть второй тур
Из прогноза, подготовленного экспертной сетью «Давыдов. Индекс», следует, что на осенних губернаторских выборах пять действующих глав регионов, заявивших о своём желании переизбраться на новый срок, могут получить менее 50% голосов, т.е. возможен второй тур выборов.
Бой с тенью
Здесь надо оговориться, что прогноз сети «Давыдов. Индекс» — это не социологический опрос, а усреднённая оценка экспертов, в первую очередь — региональных. По словам самого политконсультанта Леонида Давыдова, «это никакая не истина в последней инстанции», но аналогичная методика применялась перед выборами Госдумы-2016 и в основном себя оправдала.
Если верить методике на этот раз, получается, что наихудшее положение перед выборами у врио астраханского губернатора Игоря Бабушкина, который, по оценке экспертов, способен набрать не более 41% голосов. Правда, Бабушкин был назначен менее двух месяцев назад вместо предыдущего врио Сергея Морозова. Но в чёрном списке есть два губернатора со стажем: отработавший один срок в Волгограде Андрей Бочаров (прогноз −44% голосов) и «отпахавший» два срока в Вологде Олег Кувшинников (прогноз — 42%).
Впрочем, эксперты не сумели назвать убедительных объективных факторов, которые могли бы перевести избирательную кампанию во второй тур: даже там, где есть сложности (а они есть практически во всех регионах), нет самого главного — фигуры сильного соперника, способного этими сложностями воспользоваться и «сделать» второй тур, отмечает Давыдов. И подводит итог: «А так как „той“ стороны [сильных конкурентов] нет, оно (голосование) должно быть сотворено штабами основного кандидата — это их ошибки могут лечь в основу результата. А если они ошибаться серьезно не будут, то я серьезных шансов на вторые туры не вижу».
Но такую точку зрения разделяют не все коллеги Леонида Давыдова. Например, политолог Константин Калачёв вторых туров не исключает, имея в виду сразу три сложно прогнозируемых фактора: «качество технологического сопровождения, отсутствие социального оптимизма и рост протестных настроений».
Меньшее из зол?
О качестве сопровождения того же господина Кувшинникова говорить не будем, хотя иногда оно и выглядит, на наш взгляд, мягко говоря, не совсем точным. А вот социального пессимизма и протестных настроений на самом деле всё больше.
Начиная от последнего опроса «Левада-центра», зафиксировавшего рост за год на 11 процентных пунктов числа россиян, которые не хотели бы, чтобы Владимир Путин остался президентом после окончания нынешнего срока — таких сегодня 38%. Наименее популярным за 19 лет оказался и предложенный социологами вариант, утверждающий, что «люди надеются, что Путин в дальнейшем сможет справиться с проблемами страны». Таких среди опрошенных оказалось всего 24% (в ноябре 2016 года было 39%). Самое плохое — Путин сегодня рассматривается как безальтернативная кандидатура, как «меньшее из зол» — так ответили 43% респондентов против 29% в 2016 году (в июле 2005 года и августе 2013 года было 42%). Вот как комментирует этот результат политолог Николай Петров: «Путин превратил все вокруг себя в политическую пустыню. Но он не может избежать сравнения с самим собой 10-летней давности и себе проигрывает. Он ничего не может с этим сделать, не может выглядеть ярче, бойчее и, главное, перспективнее, чем он был 10 лет назад».
В каком-то смысле то же самое можно сказать и про подчинённого президенту по властной «вертикали» Олега Кувшинникова — он, похоже, тоже уже не так ярок, боек, а главное — нов для избирателя, как прежде. Избирателем Олег Кувшинников, думаем, давно «прочитан».
«Папа, извини!»
Это, что касается, отсутствия оптимизма. Что касается эскалации протеста, то характерным вологодским примером может стать недавний пост пользовательницы facebook Елены Николаевой, оказавшейся никем иным, как дочерью бывшего мэра Вологды и действующего депутата Государственной Думы Евгения Шулепова. Николаева опубликовала свой призыв к горожанам выступить с протестом против «реконструкции» набережной реки Вологды путём бетонирования, поддержанной одновременно и губернатором Кувшинниковым и мэром Воропановым.
Девушка, далёкая от политики, признаётся, что говорила со своим поднаторевшим в политике отцом и на вопрос «что можно сделать?» получила ответ: «это выбор народа», который взбесил дочь, по её собственному признанию. А ещё он сказал ей, что, мол, «если бы на городской митинг собралось не 500, а 5 000 протестующих, то и мэра, и губернатора снять было бы намного проще».
«Я такого говна бетонного не выбирала! И мэра с губернатором не выбирала!» — пишет Елена, призывая читателей поддержать её протест против «коррумпированных чиновников».
Если уж детей этих чиновников задела за живое позиция властей, то, что можно говорить о рядовых избирателях? Похоже, от них можно ждать любых сюрпризов. И вряд ли эту зловещую для чиновников неопределённость способны как-то купировать запоздалые инициативы, вроде учреждения вологодской администрацией площадки для «выпуска недовольства» — сайта «вологдаобсудим.рф». Снисходительно прокомментировавший любовь вологжан обсуждать что угодно и где угодно мэр пообещал, что гарантирует: мнения, размещённые на новом сайте, «будут замечены».
Накануне правительство опубликовало своё постановление с новым порядком оценки эффективности работы глав регионов.Туда включены «натуральные» показатели, например, естественный прирост населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень реальных зарплат и число высокопроизводительных рабочих мест. Есть показатели, вычисляемых профильными ведомствами. Но нет самого главного, базового показателя, заключающегося в уровне спокойствия в регионе, доверия к президенту, губернатору и федеральной власти. Поэтому, думаю, методика правительства — всего лишь попытка найти альтернативу очень простому и наглядному способу оценки эффективности деятельности губернатора — народному голосованию.
Илья Неведомский
СамолётЪ