Вологодские избиратели не согласны с президентом? Губернатор Олег Кувшинников попал в зону риска
Сегодня «Ведомости» обнародовали результаты первых предвыборных опросов ВЦИОМа (проведены в 10 регионах) и ФОМа (в шести регионах).
При этом, как свидетельствуют данные ВЦИОМа, электоральный рейтинг ниже 50% сейчас имеют врио главы Республики Алтай Олег Хорохордин (42%), врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов (43%), руководитель Ставропольского края Владимир Владимиров (46%) и врио оренбургского губернатора Денис Паслер (47%). А по опросу ФОМа, в этой же зоне риска находятся ещё волгоградский и вологодский губернаторы Андрей Бочаров (40%) и Олег Кувшинников (41%).
Интересно сравнить рейтинг вологодского губернатора, всегда считавшегося благополучным, с рейтингом питерского врио, над которым этой зимой потешался едва ли не весь Петербург —их разделяет всего два пункта, причём у Беглова он лучше.
Но опасней даже не столько падение рейтинга (т.е. тех избирателей, кто точно проголосовал бы за кандидата прямо сейчас), сколько рост антирейтинга, демонстрирующего долю тех избирателей, кто не проголосует за этого политика ни в коем случае. Такая доля вологодского электората в отношении действующего губернатора, судя по опросу ФОМ, составляет 21%. Это пятая позиция в «шестёрке» риска. Антирейтинг уже упомянутого Беглова (правда, по версии ВЦИОМ)составляет 24% — тоже очень близко к вологодскому результату.
Цифры удивляют. Но важны не сами по себе результаты опросов, сколь бы обескураживающими для власти они не были, а то, что стоит за ними — те мотивы, которые заставляют респондентов высказываться именно так, а не иначе.
Комментируя результаты исследования, гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров заявил, что они свидетельствуют: у населения есть набор актуальных запросов — на обновление власти, на энергию и самостоятельность, на комплексный подход, защиту простого человека и уважение к гражданам. Жители регионов, полагает Федоров, хотели бы также жесткого контроля за деятельностью чиновников и нацеленности губернаторов на долгую работу.
По словам заведующей кафедрой социологии и социальных технологий Череповецкого госуниверситета Альбины Меховой, на результатах опросов могли сказаться «не очень хорошие» настроения в обществе. Негатив большой, полагает Мехова. Но, он, как показали результаты фокус-групп, проведённых череповецкими социологами, не связан с личностью Олега Кувшинникова как такового. Скорее это разочарование тем, что ожидания позитивных перемен, которые были перед последними президентскими выборами, не оправдались. А негативные эмоции копились всё это время — между пенсионной и мусорной реформами.
Кстати, о мусорной реформе. Результаты соцопросов обнародованы буквально через пару дней после широко анонсированного, громкого заявления вологодского губернатора как раз по теме обращения с отходами. И это заявление, как показала реакция даже аудитории Самолёта, было воспринято в регионе весьма неоднозначно. В оперативном комментарии мы уже указывали на тот зазор, который был в тезисах губернатора и который существенно нивелировал их положительный эффект. Например, ни о каком «снижении» платы за вывоз мусора, широко объявленном некоторыми региональными СМИ, Олег Кувшинников не говорил. Он говорил о плате по фактическому потреблению. А оно должно быть определено некой специально созданной структурой в неопределённые сроки. Мало того, что дело это долгое, а платить по-старому нужно уже сегодня, так ещё неизвестно, кто будет считать «фактическое потребление» и как его посчитают...
По мнению председателя профсоюза работников образования Череповца Наталии Кукушкиной, мусорная реформа стала той последней каплей, которая переполнила чашу терпения населения. Неважно, была бы это реформа обращения с отходами или что-то другое — негативная реакция всё равно нашла бы выход, уверена Кукушкина. Пенсионную реформу никто не забыл, она по-прежнему раздражает людей, их раздражает партия власти, а, соответственно и губернатор, который не считает нужным дистанцироваться от «Единой России».
Важно то, считает Кукушкина, что и они (Кувшинников и прочие представители власти) прекрасно помнят то время, когда они были «нами», испытывали те же проблемы, что и мы. Мы тоже помним их совсем в другом качестве. И произошедшие с того времени перемены — разительны и не всегда приятны.
Впрочем, обнародованные данные, отмечают эксперты, — это пока достаточно условная социология — до выборов далеко, они ещё даже не назначены, кандидаты не определены. Но это, правда, не означает, что не нужно задумываться и делать выводы. Например, о том, что после прошлогодних выборов нуждается в пересмотре традиционное представление, что будто кандидат от власти находится в выигрышной позиции, если нет ярких конкурентов и он соперничает с неизвестными людьми, уверен социолог ФОМа Григорий Кертман. Четыре губернатора не смогли избраться в первом туре, трое из них затем выборы проиграли, а в Приморье для победы пришлось заменить врио губернатора. «Именно безликие серые оппоненты оказываются наиболее опасными, они способны аккумулировать протест против кандидата от власти, если он возникает», — объясняет социолог.
Юрий Антушевич
СамолётЪ