«За $ 3 млрд мы не продадимся». Два разработчика игр из Вологды попали в список миллиардеров Bloomberg
Playrix, основанная в 2004 году, первоначально специализировалась на играх для компьютеров, но переключилась на free-to-play игры для смартфонов и планшетов. Основную часть заработка компании приносят покупки, которые игроки делают внутри приложений. Среди игр, которые созданы Playrix: Homescapes, Gardenscapes, Fishdom и Township.
В 2018 году Playrix вошла в десятку по выручке среди издателей мобильных игр для iOS и GooglePlay. Сейчас в Playrix работают около 1,1 тыс. человек, среди них — сотрудники штаб-квартиры компании в Ирландии, а также разработчики из России, Белоруссии и Украины.
СамолётЪ познакомился с публикацией Bloomberg, рассказавшим об истории успеха смекалистых вологжан, и предлагает своим читателям её вольный пересказ с английского:
... Почти два десятилетия назад в далеком русском городе, известном своим маслом и льном, два брата делили спальню и компьютер Pentium 100, который они использовали для кодирования своей первой игры. Сегодня Уолл-Стрит очень хочет получить часть того, что они успели построить с тех пор.
34-летний Дмитрий Бухманов, рассказал Bloomberg о встречах с дилерами в GoldmanSachsGroupInc. и BankofAmericaCorp, отметив, однако, что «мы сосредоточены на развитии бизнеса».
Они вместе с братом-партнёром, 37-летним Игорем Бухмановым, являются «мозгом» PlayrixHoldingLtd., создателя популярных игр, похожих на CandyCrush, включая Fishdom и Gardenscapes, с более чем 30 миллионами ежедневных пользователей по обе стороны океана — от Китая до США и годовым объёмом продаж в 1,2 миллиарда долларов, согласно данным Newzoo. Это делает компанию одним из 10 лучших разработчиков приложений для iOS и GooglePlay по доходам, что отмечает researcherAppAnnieshow, помещая Playrix в ту же лигу, что и TencentHoldingsLtd., NetEaseInc. и ActivisionBlizzardInc.
Сегодня каждый брат «стоит» около $1,4 млрд, согласно индексу миллиардеров Bloomberg. Ранее они не появлялись в подобных мировых рейтингах.
Путь Бухмановых к богатству начался в 2001 году в городе Вологде, расположенной почти в 300 милях (483 км) к северу от Москвы, где Игорь случайно узнал от университетского профессора, что программное обеспечение можно продавать в интернете. Он решил испробовать эту возможность с братом Дмитрием, который в то время ещё учился в школе.
«У нас не было никакого опыта, никакого делового понимания — всё, что мы могли себе представить, было написанием игр», — рассказывает Игорь.
США — крупнейший рынок для продуктов Playrix, за ним следуют Китай и Япония, заявили братья в недавнем интервью в Тель-Авиве, где они проводят часть своего времени. И удалённо управляют тысячей сотрудников, включая персонал в штаб-квартире в Ирландии и разработчиков в России, Украине и Беларуси.
Первым продуктом братьев была игра, похожая на Xonix, в которой игроки должны использовать курсор, чтобы открыть куски скрытой картины для того, чтобы попасть в летающие шары. Они написали игру во время летних каникул и заработали $60 в первый месяц, потом стали получать по $100 в месяц, что составляло около половины средней зарплаты в Вологде.
«Мы подумали: если одна игра стоит 100 долларов, мы можем написать несколько десятков и заработать много денег», — говорит Игорь.
Их вторая игра с анимированным персонажем, разработанным художником-аутсорсером, приносила уже 200 долларов в месяц. А разработка, копирующая знаменитый Tetris, приносила 700 долларов в месяц, но братья закрыли его, узнав, что игра защищена лицензией. В 2004 году, когда выручка компании достигла 10 000 долларов США в месяц, они зарегистрировали юридическое лицо, арендовали помещение для офиса в подвале книжного склада и наняли сотрудников.
В первые годы они продавали казуальные игры через такие сайты, как majorgeeks.com или download.com, прежде чем перейти на большие платформы, такие как Yahoo! и AOL. В течение последнего десятилетия игры постепенно начали переходить сначала на Facebook, а затем на смартфоны. Многие из них были доступны бесплатно, причём пользователи платили только за определённые внутри игровые функции.
Playrix делает бОльшую часть своих денег от покупок в приложении, а братья стараются избегать интеграции в продукты рекламы, которая портит впечатление от пользовательского опыта. По словам Дмитрия, реклама приносит менее 3 процентов дохода.
«Для нас было большой проблемой перейти на разработку бесплатных игр-это совершенно другая ДНК, — признаётся Дмитрий. — Бесплатные игры — это не тот продукт, который вы можете разработать один раз, выпустить и перейти к созданию чего-то другого. Это службы, которые необходимо поддерживать постоянно, поскольку пользователи ждут регулярных обновлений».
Playrix преуспел в таком переходе, достигнув за последние три года мирового признания с Gardenscapes и его продолжением, Homescapes, новой разновидностью головоломки match-3, в которой игрок завершает ряды по крайней мере из трех элементов, чтобы пройти уровни и прогрессировать через анимированную сюжетную линию — например, помогая дворецкому по имени Остин отремонтировать дом с садом.
«Остин вступает с вами в диалог, вы помогаете ему выбрать способы декорирования особняка, вы погружаетесь в историю этого персонажа и становитесь его родственником, — поясняет Дмитрий. — Эта жанровая разновидность стала очень успешной, и другие компании начали нас копировать».
«Playrix, безусловно, несёт ответственность за первое крупное нововведение в жанре match-3, поскольку KingDigitalEntertainmentPlc, по-видимому, заблокировал рынок CandyCrush», — полагает аналитик Newzoo том Вейман. Playrix удалось добавить уровень сложности и „мета-игры“ в жанр match-3, не отпугивая случайных мобильных игроков.»
«В компании работает несколько штатных сценаристов, которые работают над диалогом Остина, и это всегда улучшает игры», — говорит Дмитрий.
«Это как приложения, как Spotify — люди могут использовать их в течение многих лет, — поясняет он. — Всё больше и больше людей привыкают, что это нормально. Почему бы не заплатить $5, чтобы получить удовольствие от игры на смартфоне, а не смотреть видео или слушать музыку?»
Хотя Playrix не представила до сих новых названий продуктов с 2017 года, недавно компания приобрела несколько игровых студий для экспансии в новые жанры, говорит Игорь, отказавшись, впрочем, раскрывать информацию о том, какие студии собираются выпустить игры, разработанные ими в конце этого года.
Успешные продукты привлекают китов индустрии. ActivisionBlizzard приобрела KingDigital в 2015 году за $ 5,9 млрд, а через год Tencent привела инвесторов к сделке на $8,6 млрд для приобретения контрольного пакета акций производителя «ClashofClans» SupercellOy.
Может быть, следующим будет Playrix? В феврале появилась информация о том, что компания может быть продана за $3 млрд с указанием на китайские фирмы iDreamSkyTechnologyHoldings и FunPlusGameCo как на потенциальных «женихов» для Playrix.
Братья опровергают слухи: «За $3 млрд мы не продадимся», — говорит Дмитрий с улыбкой, признавая, правда, что Playrix обсуждала подобные варианты своей стратегии ещё в прошлом году на встречах с банкирами Уолл-Стрит.
По словам Игоря, их с братом цель — стать «игровой компанией верхнего уровня», способной соперничать с ActivisionBlizzard и ElectronicArts на Западе и NetEaseInc и Tencent в Китае: «Мы хотим вырасти такими же большими, как они, используя талант разработчиков из нашего региона — бывшего СССР и Восточной Европы».
Пожалуй, нет такого магического числа, которое заставило бы Бухмановых продать компанию — они говорят, что деньги вторичны по отношению к делу, которое они любят.
«Кто-то может подумать, что, когда у тебя много денег, всё становится по-другому и интереснее, — говорит Дмитрий. — Нет. Это не для нас. Мы просто продолжаем работать».
Ilya Khrennikov and Alexander Sazonov (bloomberg.com)
Перевёл Сергей Михайлов
СамолётЪ