«Всё нормально — деньги есть!» Накануне собственных выборов Олег Кувшинников демонстрирует, что невозможного для него мало
В минувшую пятницу состоялась традиционная большая пресс-конференция губернатора Вологодской области, приуроченная к празднованию Дня печати.
Главное отличие последнего мероприятия от такой же встречи главы региона с журналистами в январе 2018 года в том, что на этот раз в вопросах журналистов и выступлении самого Кувшинникова практически отсутствовали две темы: выборы и общественное уныние, вызванное тяжёлым социально-экономическим положением населения.
На первый взгляд, это странно — выборы самому Олегу Александровичу предстоят уже осенью, а социально-экономическое положение не только вологжан — всех жителей России — за год явно лучше не стало. Но, пожалуй, именно это — близость выборов и отсутствие заметного влияния экономических успехов, декларируемых федеральной и региональной властью на реальное положение будущих избирателей — и заставляет использовать эти «фигуры умолчания».
Зато в губернаторской повестке дня появились две новые тематические доминанты — профицит бюджета как основа инфраструктурного развития и мусорная реформа. Об этом Олег Кувшинников готов говорить.
Бесконечный профицит
Невероятный на фоне общероссийской стагнации (за исключением немногочисленных «точек роста», вроде Москвы) рост доходов бюджета Вологодской области, догнавший регион в аккурат за год до переизбрания главы, вызвал новые, видимо, приятные для губернатора проблемы. Например, как потратить деньги — те 44 с «хвостиком» миллиарда, которые решено пустить на развитие дорожной и социальной инфраструктуры Вологодчины?
Деньги есть, но выяснилось, что за предшествовавшие нынешнему изобилию «тощие» годы у руководства районов области от бюджетной дистрофии, к сожалению, «отсохли» некоторые части чиновного организма, которые отвечают за освоение инвестиций. Например, практически нигде, кроме Череповца и Вологды, не осталось квалифицированных проектантов, сметчиков, способных подготовить качественные проекты строительства новых объектов.
Именно этим, кстати, Олег Кувшинников объясняет такое сильное вмешательство областного правительства в районные дела. Отсюда и те самые градостроительные советы, и передача функций по подготовке проектов и смет в областной департамент строительства.
Губернатор, кстати, не думает отрицать некой «срежиссированности» градсоветов, но это, по его словам, — результат хорошей предварительной подготовки. В правительстве области заблаговременно изучают ситуацию в районах, мнение жителей, выделяют приоритеты, и глава региона приезжает на градостроительный совет уже с предварительным расчётом стоимости будущей инвестиционной программы.
Зато теперь у глав районов нет повода использовать прежнюю отговорку: мол, ничего не делается, потому что денег нет.
Как долго ещё потребуется области курировать районное начальство, впавшее в эйфорию от внезапно приплывшего в руки богатства после долгой бюджетной «диеты», а теперь нахватавших инвестиций больше, чем способны «переварить»? Олег Кувшинников обещает сократить этот срок адаптации до минимума за счёт подготовки новых кадров, включая и сити-менеджеров. Но говорит, что массового ввода в строй объектов уже в этом году ждать всё же не стоит. Если удастся реализовать хотя бы треть запланированного — уже хорошо.
И ещё примечательная перемена по сравнению с прошлым годом: если в прошлом январе губернатор достаточно резко критиковал глав районов за беспомощность и безответственность, теперь он смотрит на эти их недостатки куда более благодушно, уверяя, что «верит в свою команду».
Особняком в многолетнем плане развития областной инфраструктуры стоит строительство второго моста через Шексну в Череповце. В пятницу Олег Кувшинников ещё раз повторил, что для него этот проект приоритет и дело чести ещё с тех времён, когда он сам руководил городом.
«Мост — это дело всей моей карьеры. Я занимаюсь им 12 лет. Я обещал горожанам, и я его построю», — заявил губернатор. И тут же признал, что в самом Череповце в осуществление этого обещания почти никто не верит. Этот скепсис сможет победить только сам построенный мост. В феврале, снова пообещал Кувшинников, будет заключён контракт на строительство, превышающий 16 млрд рублей, и «если всё будет хорошо», в 2020 году подрядчик начнёт «бить первые сваи».
Тему бюджетного профицита губернатор завершил неожиданным заявлением. Для начала он отметил, что профицитным областной бюджет будет ещё лет пять — раньше дополнительные доходы, генерируемые, в основном крупными промышленными предприятиями региона, просто не потратить. Иными словами, бюджетная избыточность будет сопровождать Олега Кувшинникова весь его второй губернаторский срок. Сейчас в департаменте финансов думают, что делать с не потраченными деньгами. Одно из предложений — размещать их под процент на банковских депозитах. По словам главы региона, «бесконечный» профицит свидетельствует:правительство области ещё не научилось как следует прогнозировать и планировать доходы бюджета.
«Закон надо исполнять»
«Закон принят, его надо исполнять», — так лаконично Олег Кувшинников объяснил свою безусловную поддержку мусорной реформе в регионе со всеми её недостатками, проявившимися с первых же дней года. Несмотря на реальную неготовность к работе в новых условиях региональных операторов и негативное отношение населения, «административно», как выразился губернатор, область к реформе была готова, то есть фактически не имела поводов для отсрочки. И очевидно, что любая просьба о ней, была бы воспринята в правительстве страны как губернаторское «ЧП», чего действующий губернатор себе позволить не мог.
Он мог позволить себе помотаться по городским и районным свалкам, своим авторитетом прикрывая огрехи региональных операторов — только бы не сорвать процесс. Этим же, наверное, объясняется позиция Кувшинникова занятая в споре с областной прокуратурой по поводу того, кто должен заплатить за мусорные контейнеры. Прокуратура считает, что регоператоры. Операторы — что управляющие компании (то есть население) или муниципалитеты.
Губернатор пока стоит на стороне мусорщиков, словно опасаясь, что, если они понесут дополнительные издержки, то могут плюнуть и уйти. Его не смущают их высокие тарифы (область же большая, возить мусор приходится далеко). Похоже, он даже готов доплатить муниципалам из областного бюджета — на приобретение контейнеров, только чтобы не затормозить процесс.
«Мусорная реформа назрела, она жизненно необходима», — эту формулу Олег Кувшинников считает исчерпывающей и просит СМИ разъяснять населению высший смысл тотального обложения населения новым мусорным налогом: «Если мне всё равно придётся заплатить за мусор, зачем я его понесу прятать в лес?»
О «национальном достоянии», «вологодском гектаре» и умерших деревнях
Присутствие на пресс-конференции большого количества представителей СМИ из районов Вологодской области, в основном аграрных, предопределило возникновение вопросов, связанных с жизнью вологодского села и его будущего.
Начали с проблемы газификации районов области, которая заключается не только в том, что она развивается не так быстро, как хотелось бы, но и обходится населению слишком дорого.
Первую часть вопроса Олег Кувшинников объяснил тем, что «Газпром» (наше «национальное достояние») вынужден выполнять политические задания руководства страны и тянуть в первую очередь магистральные газопроводы, а только во-вторую — региональные.
Что же касается стоимости технического присоединения, которая часто неподъёмна для селян, им часто приходится отказываться подключаться к газоснабжению и продолжать отапливать дома дровами, то здесь губернатор видит решение проблемы в субсидировании сельского населения. Областное правительство уже выдает малообеспеченным категориям единовременные пособия на приобретение газового оборудования. Олег Кувшинников считает, что газовики тоже должнысделать встречный шаг и взять часть затрат на себя, поскольку должны быть заинтересованы в появлении новых потребителей своего ресурса.
Незаметно разговор вывернул на тему будущего вологодского села в целом. В это будущее губернатор смотрит пока без особого оптимизма.
По его словам, работа по реализации проекта «вологодского гектара», согласно которому область предоставляет участки земли в собственность тем, кто хочет заниматься сельским хозяйством, показала — желающих работать на селе немного. Именно поэтому пришлось ограничить рамки проекта всего тремя районами области.
«Это проблема русской деревни, — заявил Олег Кувшинников. — Миграционная политика меняется, мир стал другим. Люди, кроме привыкших ко всему ветеранов,уже не хотят жить там, где нет должного уровня комфорта. Поэтому население уезжает из глубинки — в города».
В Вологодской области только Вологда и Череповец являются местами с положительным миграционным балансом. А село пустеет: из 8,5 тыс. вологодских деревень только в тысяче живет больше 100 человек, в 2,5 тыс. уже не живет никто.
Сейчас сохранить деревенских жителей можно только там, где есть хоть какое-то производство.
Тем не менее губернатор уверен — миграционные потоки вернутся на село, но лишь когда люди «наедятся» городской цивилизации. Правда, слишком далеко от городов они не поедут — новые «сёла» станут лишь относительно удалёнными пригородами.
Сам же Олег Кувшинников Вологодскую область покидать не собирается: «Я буду с вами ещё долго: и сегодня, и завтра, и послезавтра — не надейтесь, что я куда-то далеко от вас уеду. Никуда я не собираюсь. Будем работать вместе», — сказал вологодским журналистам губернатор.
И это имело больше отношения к предстоящим осенью выборам, чем непосредственное их упоминание в самом конце встречи, когда Кувшинников счёл необходимым опровергнуть обвинения в том, что он уже начал избирательную кампанию: «То, что я делаю сейчас — это моя работа. Кто-то считает, это избирательной кампанией, а я — работой».
Юрий Антушевич
СамолётЪ