Поворачиваться надо быстрее
Кризис пройдет, в этом нет сомнений. Как и в том, что это случится не сегодня, и не завтра. Но меры противодействия кризису все-таки должны увязываться в сбалансированный план устойчивого функционирования, а не превращаться в хаотичный набор конкурирующих между собой способов спасения отдельных элементов экономики и социальной сферы области.
Фракция КПРФ в Государственной Думе разработала собственную антикризисную программу, предложенную Председателю Правительства. Своя программа противодействия кризису есть и у коммунистической фракции в областном Законодательном Собрании. Исходя из своего видения развития ситуации в регионе, мы можем высказать конкретные замечания и предложения по каждому разделу антикризисного плана, предложенного Губернатором Вологодской области.
В большей степени этот план направлен на оптимизацию областных бюджетных расходов, а точнее, на их снижение. Выполнить эту задачу невозможно без решения проблемы «неестественных» тарифов естественных монополий. Например, тарифов на газ. На прошлой сессии ЗСО депутаты-коммунисты инициировали депутатский запрос по поводу строительства новых газовых котельных, но не получилось, нам не дали это сделать. Хотя уже тогда мы высказывали сомнения в целесообразности программы газификации в том виде, в каком она осуществляется. Что же происходит сейчас на этом направлении?
В качестве примера можно привести диалог между газетой «Русский Север. Пятница» и одним из областных чиновников (не буду называть фамилии, чтобы никого не обижать). Газета спрашивает: «В сфере производства теплоэнергии очень сильны позиции монополистов, не выгоднее ли строить небольшие котельные?». «В Вологодском и Череповецком районах построено несколько модульных газовых котельных вместо угольных, но снижение тарифов не произошло», - констатирует в ответ представитель власти. Почему так? Во-первых, существенной экономии по топливу не получается, потому что на новые котельные газ поставляется по коммерческой цене. Иными словами, для новых котельных, построенных после 1 июля 2007 года, газ отпускается по цене, на 35 % превышающей стоимость «голубого топлива» для старых котельных. Во-вторых, старые котельные уже полностью окупили себя и не нуждаются в дополнительных расходах на амортизацию. А вот в тарифах на тепло, вырабатываемое новыми котельными, почти треть составляют амортизационные отчисления. Хотя, мягко говоря, это не так. Законодательством установлена норма амортизации модульных котельных - 10 %. В-третьих, на газовых котельных требуется использовать более квалифицированных, а значит и более высокооплачиваемых специалистов.
Если попытаться суммировать все вышеизложенное, можно смело утверждать, что новые «дешевые» газовые котельные в существующих условиях - это один большой миф. Более качественное и надежное теплоснабжение (при условии, конечно, что тепловые сети находятся в порядке) не может компенсировать непосильную ценовую нагрузку на экономику и жителей области. Зачем вообще нужны новые газовые котельные, если люди не в состоянии оплачивать их бешеный тариф? Зачем РЭК устанавливать такие неподъемные тарифы? Для чего в Вологодском и Череповецком районах на строительство газовых котельных угроблено порядка 12 миллионов рублей: 2 из бюджета, 9 - из инвестиций, которые немедленно через новый тариф переложены на плечи жителей области? Непредвзятый ответ на поставленные вопросы может быть только один - все это какой-то монополистический беспредел, который, впрочем, укладывается в логику продолжающегося планового повышение тарифов, основанных на докризисных решениях федерального правительства. Мы убеждены, что в нынешних условиях растущей безработицы, снижения уровня жизни людей недопустимо, чтобы за их счет монополисты компенсировали свои выбывающие доходы. Как это делает, например, Вологодская сбытовая компания, которая, по словам самого Губернатора, «начинает придумывать такие тарифы, которые просто направлены на уничтожение экономики». Когда мы попытались разобраться с тарифами на электричество, выяснилось, что ВСК, регулятор рынка, работает на основе докризисного прогноза Правительства России, исходившего из того, что энергопотребление и рынок будут расти. Правительство ошиблось. Ошибку нужно исправлять быстро – времени на то, чтобы спокойно ждать «отмашки» из Москвы, нет. Вывод такой: и Правительству области, и законодателям надо работать оперативнее и быстрее.
Второе наше предложение касается сферы строительства. Здесь существуют два важных момента. Первый связан с упомянутой в антикризисном плане губернатора программой строительства домов для тех, кто был сокращен с «Северстали», и их переселению в сельскую местность. Все уперлось в то, что, поскольку люди сокращены или уволены, они, по стандартам АИЖК, уже не могут получить кредиты. А без этих кредитов они не в состоянии построить дома даже на селе. Понятно, что своих денег у безработных нет. Может быть, имеет смысл подумать о возможности установления особых областных стандартов для предоставления подобных займов, пусть небольших, пусть растянутых во времени, но способных поддержать наших людей. Я думаю, тогда вопрос сдвинется с мертвой точки. Тем более что часть проблемы мы решили на прошлой сессии, приняв закон о переводе земель сельхозназначения в земли поселения для строительства подобного рода поселков.
Второй момент связан с дольщиками, пострадавшими из-за того, того, что многие застройщики в результате кризиса оказались фактически банкротами. Только по Череповцу таким образом «заморожено» 18 многоквартирных жилых домов. Да, жилье не достроено, но это собственность наших граждан. Необходимо совместными усилиями Законодательного Собрания, Правительства области, если надо - Государственной Думы найти способ реструктуризации этих долгов. Мы не можем бросить людей в беде.
Что касается сферы образования, то здесь, по нашему глубокому убеждению, невозможно решать две, противоречащие друг другу, задачи. С одной стороны, это оптимизация сети образовательных учреждений с целью повышения качества услуг. Мы не имеем ничего против этого. Базовые школы, дороги, школьные автобусы, интернаты, оборудование школ современной техникой - все это хорошо. Но вторая задача, которую мы должны решить, - оптимизация бюджетных расходов, - как нам кажется, противоречит первой. Может быть, мы все-таки для начала оптимизируем бюджетные расходы, штатные расписания и т.д.? А уже потом на основе этого будем говорить об оптимизации сети образовательных учреждений. Просто есть серьезная опасность, что мы, увлекшись программой оптимизации образовательной сети (которая идет, по-моему, уже третий год), «до основания» разрушим старую систему, а новую так и не построим.
Если уж мы заговорили об оптимизации, никуда не деться от решения задачи оптимизации управленческих расходов вообще. Приведу пример по Череповцу. Сейчас и библиотеки, и Череповецкое музейное объединение собирают деньги для решения своих финансовых проблем - фонд специальный открыли, ждут, кто сколько даст. По нашим сведениям, Череповецкому музейному объединению, чтобы до конца года свести концы с концами, нужно порядка 80-100 тысяч рублей на зарплату обслуживающему персоналу. Тем же гардеробщикам, например. В то же время зарплата одного из заместителей по культуре мэрии Череповца составляет порядка 60-70 тысяч. Так, если уж мы оптимизируем расходы, то все, а не только расходы на уборщиц. Не проще, к примеру, на месяц ли отправить в отпуск одного из «дорогостоящих» заместителей?
И, если мы заявили громогласно, что надо сократить треть чиновников, значит, их надо сокращать. Кризис пройдет. Не сегодня и, наверное, не завтра, но пройдет. Но это время нужно использовать с толком. В том числе и для того, чтобы оптимизировать штат управленцев и повысить эффективность их работы. Иначе нынешняя забюрократизированность всего и вся и в дальнейшем будет тормозом на пути нашего роста.
Сергей Потапов, депутат Законодательного Собрания Вологодской области