«Греф Всемогущий?» Чего не может самый большой и «продвинутый» банк России
В таком парадоксальном сочетании в практике Сбербанка впечатляющей технологической продвинутости с какой-то, на наш взгляд, излишней забюрократизированностью некоторых традиционных банковских процессов смогли в минувший вторник, 18 сентября, убедиться череповецкие предприниматели — члены городского отделения РСПП, представители Агентства городского развития и муниципалитета, приглашённые на встречу с управляющим Вологодским отделением ПАО «Сбербанк» Сергеем Нечаевым.
Как и положено деловым людям, предприниматели начали разговор с обсуждения самой «животрепещущей» для многих из них проблемы — финансового обеспечения возможности сотрудничества с «градообразующей» для Череповца «Северсталью».
Тем более, что на встрече присутствовал представляющий её Александр Гибов, который в очередной раз подтвердил наличие у металлургов большой модернизационной инвестпрограммы и желания работать с местными подрядчиками. И одновременно обозначил образ «идеального» подрядчика металлургического холдинга: сочетающий в себе необходимые для качественной работы технику, компетенции и квалификацию персонала с финансовыми возможностями, позволяющими компании выдерживать знаменитые северсталевские «отсрочки платежа», доходящие в некоторых случаях до полугода.
Чтобы пережить такой стресс компании нужно обладать либо солидным запасом свободных денежных средств, либо банковскими гарантиями. И таких «идеальных» компаний в Череповце нет, — заявил председатель городского РСПП Дмитрий Зайцев.
Помочь в таких ситуациях может только банк — кредитами или гарантиями. Все участники встречи прекрасно это понимали, оттого после вступления в исполнении Гибова и Зайцева вопросительно посмотрели на г-на Нечаева.
А тот ответил вопросом на вопрос: готова ли «Северсталь» включать в договоры с подрядчиками возможность залога выполненных работ, услуг, имущества в кредитных учреждениях? «Главное, чтобы договор не запрещал залог имущественных прав», — подчеркнул Нечаев.
Тогда подсказки, как пробные шары, в председателя отделения «Сбербанка» стали бросать представители бизнеса.
«Может быть, нужно рассматривать отдельно кейсы каждой конкретной компании?», — попробовал подсказать Нечаеву Зайцев.
«У всех одна общая проблема, — не согласился с Зайцевым Леонид Хинский. — Нужен договор факторинга*!».
«Если говорить о чистых услугах подрядчиков, то мы факторинг приветствуем, — вмешался в разговор Александр Гибов. — С оборудованием сложнее — при комплексных проектах надо внимательно смотреть на взаимоотношения с компанией и результат её работы...»
«Стоимость гарантии Сбербанка, составляющая 4-5% от суммы гарантии — да у нас такой рентабельности во взаимоотношениях с Северсталью нет! — неожиданно сказала Светлана Исупова. — Хотелось бы для начала разобраться с ценами...»
А Леонид Хинский уже говорил о необходимости для Сбербанка клиентоориентированного подхода — например, создания некоего кредитного рейтинга компаний, облегчающего им доступ к получению банковских продуктов. «А то каждый раз как в первый раз», — возмутился Леонид Давидович.
Сергей Нечаев ласково смотрел на своих горячащихся гостей добрыми глазами. Перевёл взгляд на г-на Хинского и сказал успокаивающе: «Всё равно мы должны делать анализ каждого контракта».
В кредитной организации уверены, что говорить о бюрократизации процессов в данном случае некорректно. Свои действия там объясняют стремлением выстраивать "здоровые" финансовые отношения, которые позволят заемщикам выполнить все обязательства перед заказчиком и банком.
"Сбербанк проводит взвешенную кредитную политику, предполагающую многофакторный анализ рисков. При размещении средств банк обращает внимание на историю взаимоотношений с заемщиком, его текущее финансовое состояние, качество активов. Здесь не может быть общего подхода ко всем, решение о параметрах и условиях кредитования в каждом случае принимается индивидуально. Это позволяет нам, в том числе, делать более выгодные предложения клиентам, финансовая модель которых для нас понятна. В целом подобные изменения положительно воспринимаются рынком, это подтверждается ростом кредитного портфеля юрлиц", - считает Сергей Нечаев.
Наконец в зале погасили свет и стали показывать презентацию возможностей банка под комментарии Сергея Нечаева.
Это был знакомый по многим публичным выступлениям главы Сбербанка Германа Грефа рассказ о революционных последствиях технологического развития (когда все индустрии переходят в цифровую эпоху, объем данных растет гигантскими темпами, интернет вещей глубоко проникает в нашу жизнь, без искусственного интеллекта никуда, «стабильности больше нет и не буде», soft skills** уже не менее важны, чем «хард» формализованных технологий, а шеринговая экономика изменила представления о бизнесе).
Одним словом, Сбербанк здорово умеет пугать и интриговать потенциального клиента, чтобы в конце вежливо пригласить его в свою «платформу», где уже сейчас есть масса решений на все случаи жизни, а будет ещё больше...
Вот и участники встречи узнали о возможности участия в торгах на площадке Сбера (кстати, с автоматическим получением банковской гарантии...), о «взаимной лидогенерации», о регистрации ипотек через банк, передаче ему на аутсорсинг своего бухгалтерского учёта, об образовательной платформе, банке решений, базе бизнес-партнёров, «конструкторе» документов, проверке контрагентов...
В самом конце гостям сообщили, что в декабре Сбербанк начнёт выдавать в своих отделениях водительские права, а в январе — регистрировать браки через Интернет...
Представитель Сбербанка Андрей Киселёв рассказал, что банк начинает выдавать предпринимателям кредиты в рамках предодобренных лимитов — так, как сейчас их получают физлица. Решение принимается в течение 8 часов. В следующем году таких кредиты должны составить до 50% всех кредитов банка. «К сожалению, — добавил Киселёв. — контрагенты „Северстали“ в категорию получателей таких продуктов не входят...»
Дмитрий Зайцев попытался завершить встречу на оптимистичной ноте: «Давайте не будем строить воздушных замков, а стараться что-то изменить к лучшему „в масштабах нашей деревни“. Во всяком случае с „Северсталью“, с городской властью у нас это получается».
«Возможно, кредита „по щелчку“ и не получится, но могут быть небольшие подвижки к лучшему», — поддержав Зайцева, пообещал Сергей Нечаев.
«Мне нравится динамизм работы нашего РСПП последнего времени, — поделился с Самолётом своими впечатлениями заместитель череповецкого мэра Михаил Ананьев. — Есть немало программ поддержки предпринимательства федерального уровня, которые откровенно не работают. Но ведь существую и работающие программы. Смотрите, лишь единицы череповецких компаний подошли к состоянию банкротства. И то надо ещё разбираться, почему это произошло. Мы дорожим своими предпринимателями: „свой золотник хоть и мал, но дорог“. С ними всегда модно найти формы конструктивного сотрудничества. Можно найти очень хорошие формы».
* Факторинг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.
** Soft skills — «Мягкие навыки» или «гибкие навыки» — позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек.
Юрий Антушевич
СамолётЪ