Мордашов встал в строй. Он попросил поддержки государства в обмен на импотозамещение газовых турбин
О готовности «Силовых машин» заняться импортозамещением газовых турбин, которые до сих пор в Россию поставляла Siemens, Алексей Мордашов заявил в четверг на заседании правительственной комиссии по импортозамещению во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым.
Как отмечают РИА «Новости», в своём выступлении владелец «Северстали» и 100% пакета акций «Силовых машин» вспомнил историю прошлого лета, когда турбины, изготовленные Siemens при участии «Силовых машин», были затем поставлены в Крым, что обернулось впоследствии международным скандалом. А в январе 2018 года стало основанием для включения «Силовых машин» в санкционный список США.
«Знаменитая история по газовым турбинам еще раз, на мой взгляд, подчеркивает, что России необходима своя технология газовых турбин», — сказал в своем выступлении Мордашов (цитата по РИА Новости). Он отметил, что «Силовые машины» готовы взять на себя обязательства создать такую технологию, но для этого понадобится государственно-частное партнерство.
Мордашов заявил, что готов также взять на себя половину финансирования проекта разработки новой технологии производства турбин. «Но без поддержки государства в финансировании НИОКР, в финансировании испытательной базы нам просто не потянуть этот проект», — подчеркнул миллиардер.
Мордашов пояснил, что в первую очередь речь идет о поддержке компании в доступе как на российский, так и на международный рынок. По словам владельца «Северстали», для «Силовых машин» реализация зарубежных проектов сегодня значительно осложнилась. «Здесь мы бы хотели попросить о помощи государства в части помощи правительства в части предоставления нам государственных гарантий тогда, когда этого требуют наши заказчики», — заявил Мордашов.
Он также добавил, что «Силовые машины» не выживут без полученных от государства преференций на внутреннем рынке. Сразу после совещания по импортозамещению глава Минпромторга России Денис Мантуров пообещал, что правительство окажет поддержку «Силовым машинам», о которой попросил Мордашов.
Правда, Дмитрий Медведев счёл необходимым пояснить, что государство будет помогать попавшим под санкции российским компаниям не для компенсации потерь их владельцев, а для сохранения рабочих мест. Но в российских условиях чрезвычайно сложно определить, где кончается одно и начинается другое.
Усугубляющееся геополитическое противостояние России и США с их западными союзникамизаставляет определяться представителей крупного бизнеса, находящихся по обе стороны «холодного фронта». И, как видим, они начинают делать выбор. В этом смысле можно вспомнить не только Мордашова, но и Марка Цукерберга, который на этой неделе на слушаниях в американском Сенате фактически заявил о своей лояльности государственному аппарату США. Отчасти подобный выбор миллиардеров вынужден, определяется силой и логикой обстоятельств. Отчасти в нём есть свой расчёт и своя бизнес-логика.
Как отмечают сегодня «Ведомости», отлучённые из-за санкций от значительной части международного рынка «Силовые машины», могут оказаться бенефициарами российского рынка. Эксперты отмечают реальную возможность резкого роста спроса на газовые турбины в России уже с 2020 года. Это произойдёт в том случае, если будет введена новая программа модернизации ТЭС.
«Во вводах газовых ТЭС была большая цикличность, пик их запуска пришелся на 70–80-е гг. Затем началась пауза, а сейчас настало время либо закрывать это оборудование, либо модернизировать. Россия станет крупнейшим в мире рынком оборудования для газовой генерации — ожидается модернизация 40 ГВт ТЭС в течение 15 лет. Спрос на оборудование для газовой генерации может достигнуть 24 ГВт за эти 15 лет», — заявила в комментарии изданию руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. По её подсчётам стоимость одних только газовых турбин может составить до $12 млрд. И это очень хорошие деньги...
История «турбинного скандала»
Две газовые ТЭС мощностью по 470 МВт — в Севастополе и Симферополе — строит в Крыму «Технопромэкспорт» (входит в госкорпорацию «Ростех»). На крымских ТЭС планировалось ставить турбины, сделанные по технологии Siemens. Переговоры ООО «Сименс технологии газовых турбин» и ОАО «Технопромэкспорт» (входит в «Ростех») о поставке газотурбинных установок в Крым планировалось завершить до 30 ноября 2014 года. Но в конце того года вступили в силу санкции ЕС, запрещающие поставлять или передавать основное оборудование и технологии на объекты инфраструктуры, относящиеся к отраслям транспорта, телекоммуникаций и энергетики, расположенные на территории Крыма и Севастополя.
Летом 2017 года вокруг турбин Siemens вспыхнул скандал. Тогда западные СМИ сообщили со ссылкой на источники, что оборудование поставлено в Крым. Представитель компании в Мюнхене заверил, что компания не поставляла турбины в Крым, «соблюдая все ограничения экспортного контроля». Но, как оказалось, две турбины модели SGT5-2000E были выгружены в порту Севастополя.
21 июля компания Siemens признала, что все четыре газовые турбины, которые были поставлены летом 2016 года для проекта в Тамани на юге России, были локально модифицированы и незаконно перемещены в Крым в нарушении договора. «Эта является грубым нарушением контрактов с Siemens на поставку оборудования, подрывом доверия и нарушением правил ЕС», — подчеркивалось в заявлении немецкого концерна.
В этой связи Siemens объявил о ряде «решающих» шагов в отношении своей деятельности в России. Компания в том числе инициировала процесс прекращения действия лицензионного соглашения с российскими компаниями в области поставок оборудования для электростанций с комбинированным циклом. И приняла решение прекратить поставки в Россию оборудования для производства электроэнергии по госзаказам.
Концерн также обновил свое предложение об обратном выкупе оборудования для таманской станции и аннулировании контракта.
Кроме того, 11 июля Siemens подал в Арбитражный суд Москвы иск к российскому «Технопромэкспорту» (входит в госкорпорацию «Ростех») и своей дочерней компании в связи с поставками турбин в Крым.
В суде Siemens пытался доказать, что ни немецкий концерн, ни ООО «Сименс технологии газовых турбин» не подозревали, что энергетические проекты в Крыму связаны со строительством подстанций на Кубани. Официальная позиция российских властей заключалась в том, что перепродажа турбин на внутреннем российском рынке является законной, и новый владелец турбин не связан какими-либо обязательствами с Siеmens.
Арбитражный суд Москвы в декабре 2017 года отказал Siemens в удовлетворении иска и возвращении турбин. Партнером Siemens в СП «Сименс технологии газовых турбин» были «Силовые машины» Мордашова. В январе 2018 года Мордашов оказался фигурантом «кремлевского доклада». 27 января 2018 года «Силовые машины» попали в расширенный список лиц и организаций из России, на которых распространяются санкции.
Сергей Авдеев
СамолётЪ