Началось... Активы Алексея Мордашова всё-таки попали под санкции США
А пятницу «Силовые машины», которыми Алексей Мордашов владеет через свою управляющую компанию «Севергрупп», попали в расширенный список лиц и организаций из России, на которых распространяются санкции. Об этом говорится на сайте управления по контролю над иностранными активами (OFAC) минфина США. Всего в санкционный список включено 21 физическое лицо и около 20 организаций.
Больше непредсказуемости
Управление по контролю над иностранными активами включило компанию Мордашова в список граждан особых категорий (Specially Designated Nationals, SDN). Американцам запрещено вступать с фигурантами списка в любые финансовые отношения. Люди, в отношении которых введены такие санкции, лишаются доступа ко всему, что связано с финансовой системой США: они больше не смогут обладать банковскими счетами в долларах или счетами в другой валюте, если транзакции банка, хранящего их сбережения, идут через США.
Как отмечают федеральные СМИ, в частности, «Ведомости», ни в «Севергрупп», ни в Siemens не стали давать оперативных комментариев.
«Решение американского министерства финансов о внесении компании „Силовые машины“ в санкционный список вызывает недоумение. Не ясны мотивы данного поступка. Разбираемся с ситуацией», — прокомментировал «Ведомостям» ситуацию представитель «Силовых машин».
По мнению, представителя Минэнерго, на которого ссылается «Коммерсант», пока сложно прогнозировать насколько это осложнит их работу.
Днем ранее Алексей Мордашов, выступая на форуме в Давосе, заявил, что «не чувствует слишком большого прямого влияния, так как санкции направлены против конкретных лиц, или, к примеру, передачи технологий по бурению и газу». Но бизнесмен при этом добавил: «В целом санкции негативно сказались на бизнес-климате, они несут в себе больше непредсказуемости».
Легенда Крыма
В конце декабря прошлого года, отвечая на прямой вопрос РБК Вологодская область о том, чего он ждёт от возможных санкций США в отношении своих активов и себя лично, Мордашов ответил, что «санкции дело непредсказуемое, всё может быть»:
«Поэтому мы... стараемся правильно делать то, что делаем — в соответствии с законодательством, нормами, практиками и так далее. Ну, а уж там видно будет...».
В американской администрации не скрывают, что санкции против «Силовых машин» и некоторых других российских компаний и физических лиц, введены в связи с ситуацией на Украине и в Крыму. В частности, это ответ на поставку газовых турбин большой мощности, произведённых совместным предприятием «Силовых машин» и Siemens для тепловой электростанции в Тамани (Краснодарский край), а затем через структуру «Ростеха» ОАО «ВО «Технопромэкспорт» оказавшихся на строящейся электростанции в Крыму. Siemens и ее структуры до сих пор требуют в российских судах вернуть оборудование, но пока безуспешно (последний раз немцам было отказано в январе, причем в решении суд отдельно указал о неприемлемости исполнения западных санкционных запретов на территории РФ).
С «крымскими» турбинами был связан скандал, который произошёл летом 2017 года вокруг гендиректора «Силовых машин» Романа Филиппова, который сначала был арестован и допрошен ФСБ, а через неделю был уволен решением Совета директоров компании. СамолётЪ тогда подробно рассказывал об этом.
Источники, знакомые с ситуацией, указывают на вероятность того, что Филиппов, вольно или невольно стал жертвой скрытого конфликта Алексея Мордашова с госкорпорацией «Ростехнологии», которая имела прямое отношение к поставке газовых турбин в Крым. По некоторым оценкам, глава «Северстали» и «Силовых машин» мог быть недоволен самим фактом крымского проекта «Ростеха» и невольным участием в нём стратегического для компании немецкого партнера, которого вполне можно потерять. Дополнительным фактором «напряжения» в отношениях Мордашова и главы «Ростеха» Чемезова могла стать история со слухами о желании госкорпорации приобрести «Силовые машины», — слухи об этом будоражили рынок на протяжении 2014–2015 годов.
Продолжение следует?
«Санкционная» история, начавшаяся в пятницу, может быть продолжена для Алексея Мордашова в понедельник, когда администрация США должна передать в конгресс «кремлевский доклад» — список российских «олигархов», которым в будущем могут грозить санкции. Впрочем, как отмечает Financial Times, основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов «не часто рассматривается как близкий к Владимиру Путину». Но ситуация с «Силовыми машинами» может негативно повлиять на репутацию череповецкого бизнесмена. Сам Мордашов, который по версии Bloomberg является самым богатым российским бизнесменом ($21,3 млрд по состоянию на 26 января), заявил в интервью Bloomberg TV на Давосском форуме, что его предприятия не получают никакого финансирования или привилегий от государства, а к публикации «кремлевского списка» он лично никак не готовится.
Если доклад будет опубликован (официально или неофициально), регуляторы и СМИ станут уделять его фигурантам повышенное внимание, потенциальные инвесторы, деловые партнеры и банки будут опасаться иметь какие-либо отношения с такими персонами, пояснила РБК консалтинговая фирма Macro Advisory. «Конгресс США сможет использовать эти списки как основу для будущих законодательных инициатив против России и администрации Путина», — добавляет Macro Advisory. Так, в середине января сенаторы Марко Рубио и Крис Ван Холлен уже представили законопроект, который предлагает блокировать активы любых лиц из «кремлевского списка», если Национальная разведка установит, что Россия вмешалась в американские выборы.
Несколько успокоить российские бизнес-элиты может то, что на «олигархов» пока распространяется только риск вторичных санкций, но не угроза прямых блокирующих санкций (заморозки активов). Хотя не исключено, что конгресс США может занять более агрессивную позицию и предусмотреть возможность распространения блокирующих санкций в отношении фигурантов отчета, который появится в понедельник.
Сергей Авдеев
СамолётЪ