«Кто подставил кролика Роджера?» Что стоит за отставкой гендиректора «Силовых машин»
СамолётЪ уже сообщал ранее, что Филиппова задержали 13 июля и допросили в ФСБ по уголовному делу о разглашении гостайны. Несмотря на то, что источники в «Силовых машинах» отрицали, что задержание связано с «с делом о турбинах Siemens», задержание по времени совпало с известием о поставке в Крым в обход европейских санкций четырёх газовые турбины Siemens SGT5-2000E. Оборудование было изготовлено совместным предприятием Siemens и ОАО «Силовые машины» — «Сименс Технологии Газовых Турбин» (базируется в Санкт-Петербурге).
Официально эти турбины предполагались для строительства двух электростанций в Краснодарском крае, однако в итоге были поставлены в Крым.
После этого Siemens 11 июля подала в суд против «дочки» «Ростеха» — компании «Технопромэкспорт», которая занималась закупкой турбин и доставила их в Крым. Московский арбитражный суд будет рассматривать иск 21 августа.
Дочерняя компания «Ростеха» настаивает, что поставленные в Крым турбины были закуплены на вторичном рынке и модернизированы на российских заводах.
Роман Филиппов возглавлял ПАО «Силовые машины», принадлежащее Алексею Мордашову, с апреля 2015 года. До этого, с 1997 года, он работал на разных должностях на «Северстали».
Свою карьеру в этой компании он начал в качестве экономиста управления производственной экономики на Череповецком металлургическом комбинате, а в 2002 году его возглавил. В 2008 году он стал начальником управления бизнес-планирования и контроля на российских и зарубежных предприятиях компании.
В 2010 году его назначили финансовым директором ресурсного дивизиона ПАО «Северсталь», который управлял тогда угольными и железорудными активами компании. В сентябре 2013 года Филиппов стал директором по экономике «Северстали».
Источники Самолёта указывают на вероятность того, что Филиппов, вольно или невольно стал жертвой скрытого конфликта Алексея Мордашова с госкорпорацией «Ростехнологии», которая имеет прямое отношение к поставке газовых турбин в Крым.
По некоторым оценкам, глава «Северстали» и «Силовых машин» мог быть недоволен самим фактом крымского проекта «Ростеха» и невольным участием в нём стратегического для компании немецкого партнера, которого вполне можно потерять. Дополнительным фактором «напряжения» в отношениях Мордашова и главы «Ростеха» Чемезова могла стать история со слухами о желании госкорпорации приобрести «Силовые машины», -слухи об этом будоражили рынок на протяжении 2014–2015 годов. Несмотря на некоторую изначальную авантюрность поведения Siemens, представители которой закрывали глаза на вероятность поставок турбин не в Тамань (как официально заявллялось), а в подсанкционный Крым, Мордашов мог пытаться предостеречь своего немецкого партнёра о негативных для него последствиях сделки с «Ростехом».
В свою очередь, в «Ростехе» могли заподозрить, что руководство «Силовых машин» использует доступные, в том числе информационные инструменты, чтобы помешать доставке турбин в Крым и завершению контракта.
Именно отсюда, полагает обозреватель Republic. ru, могут расти ноги истории с допросом Романа Филиппова, который, по данным петербургской «Фонтанки», оказался в статусе подозреваемого.
Филиппов, таким образом, стал жертвой обычного для современных российских реалий столкновения экономики с политикой. Хотя, возможно, убирая Филиппова из «Силовых машин», Мордашов на самом деле спасает его от эскалации новых неприятностей, выводит из-под удара. И ставит на его место чистого «технаря» Юрия Петреню, с которого при любом раскладе «взятки гладки».
Илья Неведомский
СамолётЪ