Субботние чтения: Русское чудо. Как современные технологии проиграли талантливым рукам
Этот артефакт, существование которого кажется невозможным, еще называют «Царицей ваз». Её можно увидеть в Эрмитаже Санкт-Петербурга, ничего подобного в мире больше нет. Уникальность «Царицы ваз» не столько в идеальном внешнем виде и бесспорной культурной ценности, а в том, что до сих пор никто не знает, как она была изготовлена.
19 тонная Ваза сделана из яшмы зеленовато — волнистой структуры. Её высота 2,58 метра, главный диаметр равен 5,05 м, малый — 3,23 м.
В 1819 году на Алтайской каменоломне рабочие расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. От этой находки удалось отделить монолит имевший длину 5,6 м.
Управляющий Колыванской фабрикой представил Кабинету министров Александра I чертежи добытого монолита. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор Авраам Мельников.
К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни, и 567 человек вручную передвинули глыбу на 30 верст (около 32 км) в Колывань. Там и произошло рождение чаши из куска камня.
19 февраля 1843 года поезд из 180 лошадей, впряжённых в особые сани, повёз чашу, весом в 660 пудов, из Колывани в Барнаул. Из Барнаула обоз двинулся на Урал, на Уткинскую пристань реки Чусовая, где чашу подетально загрузили на плоты и отправили водным путём — по Чусовой, далее — по Каме, затем — по Волге бурлаками, и, наконец, по Мариинской водной системе в Неву.
Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Поместить «Царицу Ваз» в парадном втором этаже Зимнего дворца, где были собраны выдающиеся произведения русских камнерезных фабрик, не представлялось возможным из-за ее веса и габаритов. Только в 1845 году «Царице» отвели так называемый проезд недавно выстроенного здания Нового Эрмитажа. Там еще в течение четырех лет сооружали для нее особый автономный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих подняли и поставили чашу на место. До сих пор ваза стоит в Эрмитаже и является символом камнерезного искусства Алтая. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы — венок из дубовых листьев.
Большая Колыванская ваза изображена на гербе и флаге Алтайского края и на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».
Специалисты по обработке камней недоумевают: выполнить изделие из цельного куска змеевика (яшмы) подобного класса невозможно. Ведь у этого камня есть интересная особенность: чем более неоднородна его структура и красивее узор, тем более он хрупок.
При обработке заготовки в станке камень испытывает повышенные нагрузки и вероятность раскола очень высока. А каким образом были нанесены эллипсовидные грани на чаше — вообще непонятно. По заверениям мастеров, это невозможно.
Для чистоты эксперимента было решено создать уменьшенную копию артефакта высотой 1,2 метра и диаметром 0,6 метра. Предполагалось, что для изготовления копии будут использоваться самые современные инструменты. Был составлен подробный эскиз и выдвинуто единственное условие — ваза должна быть выполнена из цельного куска яшмы. Затем заказ был разослан в самые авторитетные мастерские России.
Но все они отказались, объясняя это тем, что из цельного куска яшмы подобное изделие выполнить невозможно, так как заготовка с вероятностью 100% будет испорчена еще на стадии предварительной обработки.
Но всё-таки ваза существует. И сделана она не с помощью суперсовременных аппаратов, а, как говорят, самыми простыми инструментами. Получается, что технологии, доступные в далеком 1849 году, недосягаемы для современных мастеров!
По крайне мере, им до сих пор есть, к чему стремиться.
СамолётЪ