Субботние чтения. Врождённая справедливость: родители могут поучиться ей у своих детей, готовых выбросить лишнюю конфету

Данные исследования, опубликованные в журнале Proceedings of National Academy of Sciences, доказывают, что нравственность проявляется еще до того, как ребенку исполнится год…

Фото: Getty Images

Вы не замечали, что ещё до того, например, как человек начинает ходить и говорить у него начинают проявляться представления о справедливости? А вот исследования с участием детей, о которых рассказывается в материалах Proceedings of National Academy of Sciences, показали, что они склонны поддерживать равное распределение ресурсов (например, печенье), даже если это не касается их лично. В других ситуациях они выступали за справедливое вознаграждение — в соответствии с выполненной работой. В одном из экспериментов дети согласились выбросить лишние сладости, если не получалось разделить их поровну.

Однако в столь же раннем возрасте проявляются и другие концепции — например, лояльность по отношению к группе. И при определенных условиях они могут стать решающими.

Что узнали ученые?

В исследовании, ведущим автором которого стала психолог из Стэнфордского университета Лин Бянь, приняли участие 120 детей в возрасте от 18 до 30 месяцев. При отборе, как отмечается в пояснении к работе, были исключены примерно полтора десятка детей, которые «шумели, были слишком активными или требовали печенье».

Для эксперимента взяли кукол-марионеток — двух обезьянок и жирафа. Одна обезьянка раздавала печенье. В первом сценарии печений было три, чтобы всем хватило, во втором два. Реакцию детей проверяли по продолжительности взгляда — дети склонны долго и пристально смотреть на то, что не соответствует их ожиданиям.

Когда печений было ⁠три, дети ожидали, что их разделят поровну. Но когда печений ⁠было два, как ⁠оказалось, они считали нормальным, ⁠чтобы обезьянка оставила одно себе, а второе отдала другой обезьянке, то есть распределила их внутри своей группы. Если второе печенье в этой ситуации доставалось жирафу, это вызывало у детей удивление. Когда эксперимент повторили с более старшими детьми, результат оказался таким же.

«Наши исследования показывают, что уже на втором году жизни дети способны к нравственным оценкам, которые учитывают различные факторы, — рассуждает Лин Бянь. — Они следуют принципам справедливости и групповой лояльности в зависимости от контекста. Если ресурсов достаточно, справедливость оказывается важнее. Если нет — группа выходит на первое место». По ее мнению, это может быть следствием эволюции, наследием тех времен, когда для предков современного человека принадлежность к группе помогала получить доступ к ресурсам, необходимым для выживания.

В ходе другого исследования, опубликованного несколько лет назад, детям в возрасте от 3 до 5 лет предложили раздать сладости другим. Если их было достаточно, их делили поровну. Если нет — дети были более склонны к тому, чтобы раздать их представителям своей расы. Они также предпочитали отдавать ограниченный ресурс представителям своего пола, ожидая, согласно исследованию, что сами также скорее получат от них поддержку.

Что выяснили ранее?

Концепции справедливости у детей, как показали более ранние исследования, существенно зависят от контекста. При обычных условиях они ожидают, что ресурсы будут разделены поровну. Но если, например, речь идет о вознаграждении за работу, считают нормальным распределение, зависящее от затраченного труда. В ходе одного из экспериментов дети, которым исполнился 21 месяц, наблюдали, как экспериментатор поручил двум участникам убрать игрушки, пообещав наградить их наклейками. Один из них сделал, как ему сказали, другой увильнул от работы — продолжал играть, а потом просто свалил игрушки в кучу. Когда каждый из участников в итоге получил награду (хотя заслужил ее только один), дети восприняли это как нарушение нормы.

В целом, как отмечают психологи Йельского университета, примерно по достижении трехлетнего возраста дети проявляют склонность к равному распределению ресурсов. Постепенно они начинают обосновывать свое решение, при этом их объяснения развиваются от простых («потому что это честно») к более сложным.

Теоретически, как указывают исследователи, их действия можно объяснить и другими мотивами — например, собственными интересами (стремлением получить не меньше остальных) или желанием помогать другим. Однако эксперименты показали, что эти факторы можно исключить, но представления о справедливости остаются актуальными.

В ходе опыта, в котором участвовали дети от шести до восьми лет, им предложили распределить награду — цветные ластики — между двумя сверстниками. Один ластик оказался лишним — его можно было отдать кому-то из детей или выбросить. Участники предпочли последнее, хотя при опыте с детьми младшего возраста такой вариант выбрали меньше участников. Если предположить, что их прежде всего заботило благополучие других, они должны были распределить как можно больше ресурсов. Однако дети предпочли, условно говоря, уничтожить лишнее, но не создавать ситуацию, которую считали несправедливой.

Когда эксперимент повторили с другими наградами — шоколадками, — результаты были схожими. Более того, в сценарии, когда ребенок должен был разделить награду между собой и сверстником и сталкивался с ситуацией, когда один предмет оказывался лишним, большинство соглашались его выбросить. Фактически дети предпочитали поступить вопреки собственным интересам, поскольку считали это справедливым.

Как это объясняют?

Наиболее очевидное объяснение сводится к тому, что представление о справедливости — результат социализации. Дети берут пример с родителей и других представителей своего окружения, копируют ситуации, которые видят. Но социализация не исчерпывающее объяснение. Она же нередко предусматривает и запрет на бесцельное растрачивание ресурсов (например, детям объясняют, что нельзя выбрасывать еду), тем не менее эксперименты показали, что дети могут счесть это допустимым.

Другая возможная интерпретация, которую предлагают психологи из Йельского университета, связывает ранние представления о справедливости с эволюционным развитием. Согласно этой версии, эти качества могут приносить пользу в человеческом сообществе, достаточно значимую даже для того, чтобы жертвовать ради нее ресурсами.

В чем может заключаться выгода человека, действующего справедливо? Исследователи полагают, что она связана с сигналами, которые он посылает окружающим. Они демонстрируют его способность поступать беспристрастно — качество, которое достаточно высоко ценится в обществе. Авторы гипотезы отмечают, что такие соображения могут быть актуальны прежде всего для взрослых, а вопрос об их значимости для детей остается открытым.

Они также указывают на то, что механизмы принятия решений, продемонстрированные детьми, могут определять и поведение взрослых. Хотя отмечают, что взрослые, в отличие от детей, могут использовать сложные логические обоснования, чтобы скорректировать свое поведение (например, отказаться выбрасывать лишний ресурс) в ситуациях, которые интуитивно кажутся им несправедливыми.

Михаил Тищенко
СамолётЪ

Поделиться
Отправить