Рада стараться. Валентина Артамонова сегодня ответила на призыв Владимира Путина
Это заявление на самом деле прозвучало как заочный ответ президенту страны, который во вторник призвал регионы снизить коммерческие задолженности до уровня не более половины собственных доходов. На данный момент так называемый рыночный долг регионов составляет почти половину госдолга субъектов РФ — более 1 трлн рублей, отметил он. При этом долг ряда субъектов превышает их годовой доход, а у 11 регионов — половину доходов.
По словам главы государства, которого цитирует «Прайм», необходимо решить проблему рыночных долгов регионов, чтобы те могли эффективно развиваться. Для этого необходимо предоставить из федерального бюджета целевой кредит для погашения части рыночного долга. «Мы идем на такой шаг в исключительном порядке... В следующей трехлетке откажемся от предоставления так называемых длинных бюджетных кредитов для тех регионов, которые участвуют в программе реструктуризации», — подчеркнул Путин.
А к этому времени, утверждает главный финансист Вологодской области, задача по серьёзному сокращению госдолга региона будет в основном выполнена:
«Поскольку мы выполняем задачу по сокращению госдолга, в 2018 и в 2019 годах по 800 млн рублей будет направляться на погашение кредитов в федеральный бюджет. В течение трехлетнего периода объем государственного долга будет доведен до экономически безопасного уровня. На 1 января 2018 года он составит 49 % от налоговых и неналоговых доходов», — цитирует Артамонову пресс-служба областного правительства.
По её словам, проект бюджета на предстоящие три года сформирован «в соответствии с прогнозом социально-экономического развития». Он учитывает негативные для региона изменения налогового и бюджетного законодательства.
Так в предстоящем трехлетнем периоде изменяется механизм распределения акцизов на алкогольную продукцию, из-за которого Вологодчина теряет существенную долю доходов (в 2016 году поступление акцизов от крепкой алкогольной продукции составили порядка 2,4 миллиардов рублей), но индексируются ставки акцизов на бензин, дизельное топливо, уточняются нормативы зачисления акцизов на нефтепродукты. Не в лучшую для бюджета сторону изменяется законодательство в части налогов на имущество по объектам коммерческой недвижимости — ставки сохраняются на уровне текущего года.
«Очень значимо, что доходная часть консолидированного бюджета области растет. Объем доходов к 2020 году составит 65 млрд рублей. Прирост доходной базы — более 6 млрд рублей», — отметила Валентина Артамонова, не конкретизировав, за счёт каких источников будет осуществлён прирост. Зато довольно пространно рассказала депутатам, о существенных затратах на социальную сферу, делающих бюджет «социально-ориентированным», то есть подходящим к актуальной политической «повестке дня».
Возможно, Вологодская область на самом деле отличается в лучшую сторону от многих других регионов, который с началом очередного предвыборного цикла стали уже публично требовать у центра финансовой помощи.
От той же Карелии, например, которая стала первым российским регионом, заявившим о нехватке денег на повышение зарплат бюджетникам в 2017 году согласно «майским указам» президента, Вологодчину отличает более лояльное к региону распределение платежей консолидированной группы налогоплательщиков «Северстали».
Но всё-таки этот непринципиальное отличие. И здесь не произойдёт коренных изменений, пока все регионы страны будут финансово несамостоятельными, уверены эксперты.
Принципиальные же решения лежат в области искоренения финансовой несамостоятельности регионов. Лучше всего регионам помогла бы единая региональная политика и финансовая свобода, отмечает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. С 2014 г. потери консолидированного бюджета из-за налоговых преференций выросли с 2,19 трлн до 2,4 трлн руб. в 2016 г. И хотя налоговые расходы региональных бюджетов меньше федеральных, на долю регионов приходится около 60% потерь из-за предоставленных центром льгот. По 79% всех льгот по налогам, зачисляемым в региональные бюджеты в 2016 г., решения были приняты именно на федеральном уровне, говорил председатель комитета по налогам Госдумы Андрей Макаров.
Неплохо было бы, если бы федеральный центр поделился с регионами не только налогом на имущество организаций, частью НДФЛ и налога на прибыль организаций, но и более ёмкими налогами — НДС и акцизами, больше коррелирующими с экономической динамикой, индексация которых идёт фактически в режиме реального времени.
Так по мнению экспертов из РЭУ им. Г. В. Плеханова, только зачисление части НДС в региональный бюджет позволит урегулировать ситуацию с недостатком собственных доходов чуть ли не в половине субъектов РФ.
Сергей Авдеев
РБК Вологодская область
для Самолёта