В поисках радости. Что заставляет молодёжь выходить на акции протеста (гипотеза)?
В минувшее воскресенье после долгого перерыва мы, кажется, увидели новую протестную Россию — помолодевшую и недовольную молчанием власти по поводу её, молодежи, будущего и будущего страны.
В прошлое воскресенье более чем в 80 городах (из них в 21 — разрешенные) прошли акции, на которые в разных городах вышли от нескольких сотен до десятков тысяч человек. Мероприятия были практически полностью проигнорированы основными федеральными и региональными СМИ, во многих городах были массовые задержания митингующих полицией.
Формальным поводом выйти на улицу был призыв Алексея Навального и Фондом борьбы с коррупцией отреагировать на отсутствие реакции со стороны российской власти по поводу «разоблачительного» расследования о дорогой недвижимости, которой пользуется премьер Дмитрий Медведев.
Слово «разоблачительного» берём в кавычки сознательно, поскольку Навальный не рассказал ничего, что было бы действительно скрыто от широкой общественности. Главный оппозиционер лишь взял труд собрать всю разрозненную информацию воедино и добавить разоблачительного пафоса.
Похоже, что к «исследователю» Навального не очень серьёзно отнеслись и сами участники вчерашней акции — для них повод под названием «Он нам не Димон», включая тему борьбы с коррупцией и нелюбовь к действующему премьер-министру, оказался «чисто формальным».
Многие эксперты из тех, кто хоть как-то сумел сориентироваться во вчерашнем протестном сумбуре (а значительная часть из тех аналитиков, к кому обратился за комментариями СамолётЪ, откровенно взяли паузу для размышления), выделили две основные движущие силы новой волны протеста.
Во-первых, это недовольны властью в целом, а также конкретными проблемами на местах: в Петербурге Исаакий передают РПЦ, в Новосибирске повышают тарифы, в Москве собираются пятиэтажки расселять, а в Вологодской области никак не могут расселить аварийное жильё и наладить нормальный процесс капитальных ремонтов многоквартирных домов.
Недовольство особенно сильно, поскольку власть о нём знает, но практически никак не реагирует.
Во-вторых, аудиторию акции «зацепил» живой стиль общения с ней команды Навального, использующей возможности социальных сетей, личный контакт с аудиторией, мобильность и юмор. Но главное, затрагивающей, пожалуй, главную сегодня экзистенциально «больную» тему общественного сознания в России — тему будущего страны и её молодого поколения.
В год столетия двух важнейших российских революций 20 века, власть продолжает скармливать молодёжи позитивные описания прошлого и настоящего при практически полном молчании о будущем страны. Отчего складывается впечатление, что Россия, свернув куда-то в 1917-м, потерялась и продолжает блуждать в некой цивилизационной «петле времени».
Кроме того, в «посткрымской» реальности власть практически отказалась от делавшихся раньше попыток разговаривать с молодыми жителями России на их языке, заменив их нудным по форме и содержанию «патриотическим воспитанием», которое отторгается молодёжью.
Молодой Россией востребованы позитивный образ будущего страны и связанный с ним оптимизм. Это понимают оппозиционеры, выдвинувшие вчера девиз «Пессимисты за режим — оптимисты на площадях».
Это нужно учитывать власти на всех уровнях, но прежде всего Кремлю, накануне президентской кампании.
Илья Неведомский
«РМ» — СамолётЪ