«Машины для голосования» — Что стоит за решительным и коротким бунтом думской оппозиции?
Встряхнувший на прошлой неделе медийное пространство скандал, устроенный в Думе Владимиром Жириновским, не похож на простую истерику лидера ЛДПР. Просто началась очередная предвыборная кампания. И либеральные демократы, как всегда, начали её первыми.
Перед началом пленарного заседания в минувший вторник Жириновский воспользовался возможностью, которая даётся лидерам фракций, чтобы высказаться не по повестке дня, а по любым волнующим их вопросам — так называемым «часом заявлений». Владимир Вольфович высказал свою и партии обиду на то, что перед предстоящими выборами в совет депутатов Рузского района Московской области представителей ЛДПР, по версии Жириновского, всячески притесняют.
В ответ не кстати выступила депутат от «Единой России» и некогда известная телеведущая (избранная в Госдуму как раз от Подмосковья) Оксана Пушкина с кличем «Руки прочь от Московской области!». Жириновского «понесло»: «Ничего трогать нельзя! „Единую Россию“ трогать нельзя! Сидите, как овцы, и помалкивайте! Мы не овцы». И потом, как в старые добрые времена, пообещал после своей победы на президентских выборах, скорой и неизбежной, судить, расстреливать и вешать бандитов и воров из Подмосковья. Депутатов — в том числе.
Думские обозреватели немедленно вспомнили прежние яркие демарши Жириновского, который в 2015 году уводил фракцию ЛДПР из зала заседаний после своей ссоры с Ириной Родниной, в 2014-м он едва не лишился прaва выступать в Думе на месяц после того, как призвал соратников «жестко насиловать» журналистку агентства «Россия сегодня» Стеллу Дубовицкую под крики «Христос воскресе!».
То, что Владимир Вольфович снова в образе, не удивительно. Его активность легко объяснить — опытный политик уже начал президентскую кампанию.
Но в поведении Жириновского появились и новые, вернее, несколько позабытые штрихи: не только смелый жест, но и прямая атака на правящую партию, конкретные политические претензии.
Наблюдатели, привыкшие к ритмичной работе шестой Думы, где все партии слились в одну и по всем ключевым вопросам голосовали в едином порыве, подобно настоящей «машине для голосования», такого не ждали.
Немедленно возник вопрос: не есть ли скандал в Думе частью новой попытки из номинальной оппозиции превратиться в реальную? Тем более для этого есть все поводы: затянувшийся кризис в стране пополам с унылым результатом легальных оппозиционных партий на последних выборах.
Тем более яркий московский демарш лидера ЛДПР поддержан и локальными выступлениями однопартийцев в регионах. Можно вспомнить публичные заявления вологодских либеральных демократов последнего времени с критикой партии власти по вопросам бензиновых цен, зажима политической активности ЛДПР в угоду «Единой России» в Великом Устюге, вплоть до прямого совета вологодскому губернатору увольнять вороватых подчинённых за коррупционные преступления, содержавшийся в открытом письме депутата Госдумы либерального демократа Сергея Каргинова Олегу Кувшинникову.
Тем, кто склонен усмотреть в этих вещах признаки либерализации и даже общеполитической «оттепели», стоит обратить внимание на то, что «оттепель» эта несколько странная. Потому что основывается на непреложном факте — реальной функции парламента как фабрики по штамповке кремлевских законопроектов ничто не угрожает, а оппозиция в парламенте никак не влияет на принятие Госдумой решений, даже, если бы все оппозиционеры-депутаты одновременно голосовали «против».
Из этого сам собой напрашивается вывод: новая яркая активность парламентской оппозиции нужна ей самой, чтобы хоть как-то обозначить своё существование и сохранить электорат (именно поэтому стоит ждать каких-то ярких жестов если не от захиревшей мироновской «Справедливой России», то хотя бы от «Зюганова и КПРФ»), но ещё нужнее она созданной Кремлём «Системе РФ» (в терминологии Глеба Павловского), которой сегодня ничто не угрожает, которая не только может себе позволить почти любые выходки оппозиции, но даже хочет их. Ибо они подогревают интерес к президентским выборам, иными словами — отрабатывают поставленную Кремлем задачу по обеспечению рекордной явки.
При этом ни один из вожаков оппозиции, включая Навального, не является конкурентом действующему президенту. Если они и пойдут на выборы, только для того, чтобы, проиграв с треском, сделать ярче победу хозяина Кремля.
Илья Неведомский
«РМ» — СамолётЪ
Чем был недоволен Владимир Жириновский (для тех, кто не знает)
Как заявил руководитель Рузского отделения ЛДПР Михаил Кутьинов, первоначально в местном отделении ЛДПР решили, что он, Кутьинов, должен был быть не только включен в список депутатов, но и возглавить его. Однако в дальнейшем однопартийцы дали ему понять, что в списках Кутьинова не будет вообще.
«Позвонил Александр Валерьевич Калтайс. Он мне сказал: Жигарев сказал снять тебя со всех списков как кандидата в депутаты», — рассказал обиженный политик.
Кирилл Жигарев — зампред Московской областной думы. Также он является координатором регионального отделения ЛДПР и сыном депутата Госдумы, председателя комитета по экономполитике Сергея Жигарева. Александр Калтайс, по словам Кутьинова, «занимается выборами». В прошлом он был депутатом Московской областной думы, а сейчас числится референтом у Жигарева.
Несмотря на борьбу, в Рузском отделении первый вариант списка кандидатов ЛДПР — который рассчитывал возглавить Кутьинов — забраковали.
«Вы знаете, когда мне сказали, что меня в списках не будет? В день 70-летия! Нож мне по рукоять в печень вставили!» — описал свои чувства Кутьинов.
Кирилл Жигарев, также присутствовавший на заседании, все обвинения отрицал. «Согласно уставу ЛДПР, кандидаты в депутаты выдвигаются на конференции. Что и было произведено», — говорил он. Более того, по просьбе Кутьинова третьим номером в финальный список ЛДПР попал его внук, продолжал Жигарев.
Депутат уверен: семеро из одиннадцати представителей ЛДПР добровольно вышли из финального списка не из-за внутрипартийного конфликта с Кутьиновым, а из-за давления региональных властей. «Из-за личностного давления не снялись бы семеро человек».