Нелюбимые с нелюбимыми
Депутаты Вологодской области предлагают ввести для предпринимателей новый вариант «крепостного права» — запрет на миграцию между российскими регионами.
Перед самыми парламентскими каникулами Законодательное Собрание Вологодской области вынесли на рассмотрение Государственной Думы законопроект, вводящий ограничения на перерегистрацию юридических лиц, особенно, если они пытаются изменить юридический адрес в другом регионе. По мнению авторов документа, новый закон поможет в борьбе с недобросовестными предпринимателями, которые, по словам заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области Алексея Канаева, активно используют возможность встать на учет в другом регионе, чтобы уклониться от уплаты налогов.
В список оснований для отказа в перерегистрации на другой территории депутаты предлагают внести наличие недоимок по налоговым платежам, задолженности по пеням и штрафам, а также решений о проведении проверок. По мнению парламентариев, эта мера должна способствовать развитию здоровой конкуренции, повысить собираемость налогов.
Понятно, что речь идет не о компаниях типа «Северстали» (там действуют несколько другие, неписаные законы, мешающие Алексею Мордашову перерегистрировать череповецкие активы на юрлицо с пропиской в Москве или в Питере, как это по просьбе Валентины Матвиенко в свое время сделал Алексей Миллер с «Газпромом»), а предприятиях малого и среднего бизнеса.
Собственно говоря, инициатива вологодских законодателей стала косвенным подтверждением усилившегося оттока предпринимателей из региона. Это бегство, о котором все хорошо знают на эмпирическом уровне, не принято афишировать на уровне официальном. Особенно после победных реляций об успехах в поддержке МСБ, с ударным освоением выделяемых на это федеральных бюджетных средств.
При этом как-то подразумевается, что существуют какие-то особые группы предпринимателей — «добросовестные» (которых все любят и которым оказывают помощь «с барского плеча») и «недобросовестные» (которых все должны не любить и ограничивать в правах).
Конечно, бизнесмены — все очень разные люди, но между ними сложно провести такую вот примитивную границу, отделяющую «черное» от «белого». Мне приходилось много общаться с предпринимателями разного уровня — поверьте, отпетых мошенников среди них не так много. Зато почти все заботятся о своем предприятии, бизнесе, его экономических результатах и чрезвычайно чувствительны к любой перемене обстоятельств, способных на них повлиять. Да, наши предприниматели очень терпеливы, «морозустойчивы», приспосабливаются к самым тяжелым институциональным условиям существования, но стоит только откуда-нибудь повеять ветерком большей экономической свободы — их немедленно тянет туда, как, простите, мотыльков на свет.
И, раз их сегодня тянет из Вологодской области куда-то в другие места, значит, что-то неладно здесь и, наоборот, что-то улучшилось в другом месте.
Можно даже сказать, что особенно не устраивает бизнес — сочетание и без того тяжелого налогового гнета, установленного федеральным законодательством с ужесточившимся в регионе в последнее время фискальным администрированием, борьбой за вывод бизнеса из тени к «белым» зарплатам и официальным трудовым отношениям. Все это хорошо и понятно для области, которая борется со своими долгами. Но для значительной части малых предприятий является совершенно непосильным бременем. Особенно сейчас, когда рост экономики остановился, а потребительский спрос падает рекордными темпами. Сегодня в ситуации съёживающихся возможностей и ограничения практически всех ресурсов развития не только бизнесмены должны конкурировать между собой за рынки, но и регионы — за бизнесменов.
А не пытаться, как нелюбимая жена всеми способами, включая милицию, удержать нелюбимого мужа. Тем более во всероссийском масштабе — именно на это рассчитан вологодский законопроект: «Как минимум, законопроект должен привлечь внимание к существующей проблеме», — заявил Алексей Канаев в комментарии порталу cherinfo.ru.
Если речь идет о проблеме «починки» экономики страны, то предложение о закабалении предпринимателей, пожалуй, худший из возможных рецептов. Вменяемые экономисты склонны напротив говорить о необходимости большей свободы. Причем, скорее не политической, а экономической.
Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, предостерегает от грозящей нам неприятной альтернативы: либо перерастание в командную — под любым «измом» — в результате которого «Россия превратится в большую Нигерию со всеми ее конфликтами (многонациональность, христианство и ислам, делящие страну пополам)», либо обратный ход — к осторожному, рациональному высвобождению частных сил и успокоению государства в России. К снижению рисков. К притяжению к России вместо растущей центробежной силы, начинающей выбрасывать самых активных и предприимчивых уже не в другие регионы — в другие страны.
Рецепт построения эффективной экономики известен давно, говорит Миркин: модернизированная «Россия 3.0» построена на политике низких налогов, ударных налоговых стимулов к росту и модернизации, дешевого процента, доступного кредита, дешевого государства, высокой нормы инвестиций, собственности для всех, а не для немногих, роста активов и имущества каждого... Всё для бизнеса и среднего класса: растите, дорогие! Растите, сколько сможете! Потребляйте, стройте! Дышите свободнее в своей стране!«.
Илья Неведомский
«РМ»