Презумпция экологических приоритетов
21 мая в Государственной Думе состоялось совещание о перспективах строительства целлюлозного комбината (ЦК) в Череповецком районе Вологодской области, участники которого разошлись в оценке его итогов.
Совещание инициировал председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин после того, как в комитет обратились представители Вологодского регионального отделения Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» с сообщением о протестах населения против строительства целлюлозного комбината в Череповецком районе Вологодской области.
В совещании приняли участие депутаты Госдумы, представители правительства Вологодской области и Вологодского отделения «Общественного экологического контроля России».
После чего появилось минимум три сообщения, мягко говоря, по-разному трактующих итоги одного и того же события.
Пресс-служба губернатора Вологодской области выпустила релиз, бо́льшую часть которого составляет информация, не имеющая к совещанию в Госдуме никакого отношения — речь идет о многочисленных мероприятиях по продвижению строительства ЦК в Череповецком районе, позволяющих губернатору Олегу Кувшинникову сказать: «Это будет самый современный, высокотехнологичный и экологически безопасный завод в мире» (цитата по релизу). «Гвоздем» документа, созданного пиарщиками областного правительства является опять-таки цитата — на этот раз из заявления представителя фракции КПРФ в Госдуме, члена президиума Высшего экологического совета Олега Лебедева по поводу предмета совещания: «Последний целлюлозно-бумажный комбинат у нас был построен 50 лет назад. И сегодня Западу выгодно, чтобы в России промышленные предприятия не строились. Россия закупает целлюлозу на пять миллиардов евро в год. Вот на эти пять миллиардов евро в год обеспечиваем работой зарубежные предприятия».
«Таким образом, — подводят итог авторы пресс-релиза, — проект строительства предприятия поддержан не только исполнительной, но и законодательной властью страны, а общественность получит действенный механизм контроля за соблюдением экологических стандартов при строительстве и работе нового завода».
«Общественный экологический контроль России» оценивает итоги совещания противоположным образом. В
Единственное, в чем сходятся исполнительная власть региона и его общественники-экологи — в позитивной оценке высказанной на совещании идеи создания при правительстве Вологодской области группы общественного контроля по мониторингу проектирования и строительства ООО «СВЕЗА-Лес» нового целлюлозного завода в Череповецком районе с включением всех заинтересованных сторон.
Что касается самого Владимира Кашина, то в информационном сообщении о совещании на странице «Деятельность депутатов фракции КПРФ в ГД ФС РФ» официального сайта Компартии говорится об озвученной Владимиром Ивановичем позиции возглавляемого им комитета Госдумы, заключающейся в «презумпции экологических приоритетов при рассмотрении вопросов, связанных с дальнейшим развитием промышленности в регионах с повышенной техногенной нагрузкой или с созданием новых производств в непосредственной близости от особо охраняемых территорий и объектов». Глава комитета также считает, что рассмотренный на совещании проект строительства ЦК «позволит внести существенный вклад в решение задачи... увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка высококачественной продукцией лесопереработки российского производства и увеличение ее экспорта».
Ну, а окончательные и, надо полагать, все же официальные итоги совещания зафиксированы в итоговом протоколе совещания, копию которого мы получили благодаря помощи депутата Госдумы Вячеслава Позгалева и предлагаем вашему вниманию.
Обращает на себя внимание существенная роль, которую в ситуации с ЦК и упомянутым совещанием играют коммунисты. Члены организации КПРФ Череповца входят в число активистов протестного движения против строительства комбината в Вологодской области. А член фракции КПРФ в Госдуме и глава ее природоохранного комитета вынужден выступать арбитром при рассмотрении жалобы своих однопартийцев в парламент страны.
Как видим, власть не только развращает и калечит, но в определенных дозах, под контролем — лечит — от инфекции чрезмерного популизма и протестной экзальтации. Один из тех примеров, которые показывают в общем беспочвенность опасений допускать к власти оппозицию. Вряд ли от этого пострадают интересы страны. Другое дело — интересы отдельных представителей «партии власти»...
Сергей Авдеев
«РМ»