И сердце, и голова
Последний митинг работников образования, состоявшийся в Череповце в минувшие выходные — сигнал острого неблагополучия в социальной сфере не только региона — всей страны. Неблагополучия давнего. Нынешний кризис и геополитические проблемы его только усугубили.
На самом деле участники митинга, собравшего на площади Химиков работников образования, родителей учеников и воспитанников детских садов, протестующие против реформ, которые «приведут к коммерциализации в области дополнительного образования и недоступности такого образования для семей со средним или низким достатком», и требующие ввести четкие нормативы нагрузки на одного учителя и обеспечить реальное повышение зарплат, получили от властей ответ заранее.
Это и для них, в том числе, президент Владимир Путин, полемизируя во время своей «прямой линии» с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным, говорил о том, что, затевая любые перемены в экономике, затрагивающие большое число рядовых граждан, надо иметь не только голову, но и сердце. Это для них пресс-служба череповецкой мэрии распространила заявление, разъясняющее суть схемы оптимизации численности сотрудников детских садов, утвержденной управлением образования города.
Согласно этому документу, под сокращение попадают 58 человек из 2100 педагогов, что составляет 2,7 % от общей численности. Часть сокращаемых педагогов достигли пенсионного возраста. Другим специалистам будут предложены варианты трудоустройства, например, в качестве воспитателя.
«Одновременно учреждения образования продолжают разрабатывать схемы оптимизации сети, — говорится в пресс-релизе. — Первоначально рассматривавшийся вариант перехода в группах компенсирующей направленности на систему 3 воспитателя на 2 группы отклонен, т.к. его реализация невозможна без нарушения трудового законодательства. По окончании учебного года, часть групп компенсирующей и оздоровительной направленности, при отсутствии очередности, могут быть перепрофилированы в общеразвивающие. Это позволит принять большее число воспитанников. Также будут реорганизованы путем слияния несколько детских садов с одновременным сокращением управленческого персонала».
В релизе содержится напоминание о том, что «образовательные учреждения в настоящее время работают в условиях нормативного подушевого финансирования, каждая школа и детский сад имеют свой план финансово-хозяйственной деятельности, фонд оплаты труда и штатное расписание, утвержденное руководителем. Кроме того, существуют показатели „дорожной карты“ (количество воспитанников, учащихся на одного педагога, доля административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников), которые необходимо выполнять». Там же отмечается, что «оптимизация штатной численности проходит по индивидуальной схеме в каждом учреждении при неукоснительном соблюдении прав работников и прав, законных интересов детей, в том числе на качественное образование».
Если перевести все это с шершавого чиновничьего языка на простой общегражданский, можно понять, что в управлении образования стараются следовать завету президента страны и проводить неизбежную оптимизацию (очевидно, что ее от городских чиновников требуют и вышестоящие власти, и состояние бюджета) в относительно щадящем режиме: в первую голову сокращая пенсионеров, управленцев и тех, кто не выполняет показатели так называемых «дорожных карт».
Представляется, что вряд ли руководители сферы образования разного уровня совсем уж лишены того самого «сердца», о котором говорил Владимир Путин, то есть сочувствия и сострадания к обездоленным и униженным работникам этой сферы. Другое дело, что веление сердца неплохо было бы все же получше подкреплять доводами разума, чтобы не уподобляться тому доброму, но незадачливому хозяину собаки, который резал хвост своему питомцу по кусочку, продлевая его страдания.
Это относится и к необходимости большей обоснованности общеэкономических решений — ведь потенциал социальных расходов, как ни крути, есть производная успехов реальной экономики. И к эффективности функционирования собственно образовательной системы — тех самых «дорожных карт», которые должны способствовать улучшению образования-воспитания и большей адекватности оплаты труда учителей-воспитателей. Между тем не только митингующие протестанты, но и независимые исследователи положения дел в образовании (например, Анна Заиченко из НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) в докладе «Проблема реалистичности целей «эффективного контракта») фиксируют наличие в системе многочисленных институциональных ловушек: работа тех же педагогов и школ оценивается по бюрократическим критериям, которые нередко отражают не качество образования, а формальные характеристики, не имеющие к нему отношения. Соответственно, учителя и директора тратят больше времени не на свои основные обязанности, а на подгонку отчетов и демонстрации «высоких» результатов. Зинченко делает вывод о том, что нынешний «эффективный» контракт работника образования стимулирует их не к качественной работе, а к ее имитации. По мнению экспертов, «эффективный контракт» следует изменить, добавить к критериям работы учителей прогресс учеников по отдельным дисциплинам, их успехи на предметных олимпиадах и в творчестве, а также мнение школьников и их родителей о качестве знаний.
А еще неплохо бы просто добавить денег соответствующим бюджетам и ФОТам. Но исполнения этого пожелания явно придется подождать как минимум около двух лет — столько во время своей «прямой линии» с народом России отвел на преодоление экономического кризиса наш президент.
Сергей Авдеев
«РМ»
«Я учитель»
Титул «Учитель года-2015» областное жюри присудило учителю русского языка и литературы вологодской школы № 1 Марии Корчагиной.
Конкурс предусматривал проведение заочного и очного этапов. После эссе «Я учитель» и экспертной оценки интернет-ресурсов участников педагоги давали открытые уроки на базе
Конкурсные задания оценивало жюри, в состав которого впервые в истории вошли школьники — лауреаты и победители областных, всероссийских и международных олимпиад, имеющие высокие учебные результаты, награды и достижения.
В итоге были названы имена 10 лауреатов. Ими стали представители Вашкинского, Великоустюгского, Верховажского, Грязовецкого, Кичменгско-Городецкого, Сямженского, Тотемского районов, городов Вологда и Череповец. Они были допущены к участию во втором туре, в котором определилась лучшая пятерка и абсолютный победитель, который представит Вологодскую область на федеральном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года».
Победители вологодского регионального этапа этого конкурса 13 раз входили в число лучших педагогов России. Абсолютным чемпионом страны в 2006 году стал учитель из Череповца Андрей Успенский.
Источник — Пресс-служба губернатора Вологодской области