В лучах украденной славы
Ровно 522 года назад отважный исследователь Христофор Колумб высадился на остров у берегов Америки. 13 октября его чествовали во многих странах. А во многих — проклинали — как человека, положившего начало европейской колонизации. Но о генуэзском мореплавателе, в 1492 г. отправившемся на неведомый Запад, лучше рассуждать с точки зрения того, что его история может сказать нам о нас самих. Тот, кто проложил прямой путь через Атлантику, умер в нищете, озлобленный на весь мир. Колумб — не исключение, а широко распространенный типаж: пионер-неудачник.
Многие полагают, что первопроходцы — баловни судьбы, захватывающие большую долю рынка и долго удерживающие лидерство в открытой ими сфере. Но история говорит, что большинство пионеров в итоге терпели крах, едва выживали на рынке и редко выбивались на первые позиции. Среди тех, кому удается долго удерживать рыночное лидерство, новаторов почти нет. Зато есть те, кто вовремя заметил открытие, предсказал спрос и сумел извлечь из него прибыль.
Мифы живучи. Ученые твердят о преимуществе первопроходца, как будто это неопровержимый закон. Студенты покидают бизнес-школы одержимые стремлением быть первыми в новом бизнесе, и считают это лучшей стратегией из возможных. Аналитики убеждают бизнесменов стремительно покорять новые рынки. Консультанты повторяют как мантру, что лучше быть первым, чем лучшим.
Так ли это? Лидеры современного рынка в большинстве областей вовсе не их первооткрыватели. Не в Microsoft изобрели операционную систему для PC (первой была QDOS) и текстовой редактор (WordStar и проч. сделали это раньше). Не Amazon первым стал продавать книги через интернет (сначала был Books.com). Не в Apple придумали мини-плейер, смартфон и планшет (пионерами были Sony, BlackBerry и др.). Поиск в интернете — идея отнюдь не Google, а компаний вроде AltaVista. Социальные сети не обязаны своим появлением Facebook — MySpace была раньше.
BlackBerry сделали популярными смартфоны с полноценной клавиатурой. Но компания слишком долго цеплялась за идею физических клавиш, а пользователи предпочли виртуальные. Даже Томасу Эдисону не удалось отстоять технологию постоянного тока — электросети выбрали идею переменного.
Почему пионерам не удается удержать лидерство? По тем же причинам, что не удалось развить успех Колумбу. Первопроходцы полагаются на первоначальные догадки, как Колумб упорно верил, что открыл Индию. Пионеры бросают все усилия на небольшой формирующийся рынок и не в силах предвидеть массовый спрос на свои открытия. А толпы идущих следом учатся на их ошибках, верно оценивают перспективы и оседлывают волну моды на новые технологии.
И все же быть пионером очень почетно. Те, кому удается разбогатеть на открытиях предшественников, стараются выставить первопроходцами именно себя. Они греются в лучах украденной славы и распространяют миф о преимуществе первопроходца. Увлекаясь саморекламой и забывая о своей реальной роли, они предаются опасному самообману. Миллионы предпринимателей, специализирующихся на инновациях, готовы сбросить излишне самоуверенных лидеров рынка с их пьедестала.
Джерард Теллис,
профессор и директор центра глобальных инноваций бизнес-школы Маршалла Университета Южной Калифорнии
WSJ — «РМ»