Карта счастья
Настроение россиян зависит не столько от реальных условий существования, сколько от внутреннего настроя на позитивные или негативные перемены. На такой вывод наталкивает новая «карта социального самочувствия» страны, созданная специалистами Фонд развития гражданского общества.
Основой для масштабной и тщательной работы Фонда развития гражданского общества (ФРГО) под руководством Константина Костина послужили данные фонда «Общественное мнение», собранные в ходе опроса почти 57 тыс. респондентов в 79 регионах России в феврале и мае этого года.
Главная отличительная особенность рейтинга ФРГО в том, что основным критерием оценки благополучия региона стали не уровень заработной платы в том или ином регионе, не состояние регионального бюджета, даже инвестиционная привлекательность и «бизнес-климат», а лишь частное, субъективное мнение его жителей о состоянии дел в том месте, где им выпало жить.
Респондентам предлагалось ответить на несколько базовых вопросов. Насколько они довольны положением дел в своем крае и области? Ухудшилась или улучшилась ситуация? Заметно ли недовольство местной властью? Допустимо ли для респондента участие в акциях протеста? К вспомогательным критериям относились ответы на вопросы о материальном положении, наличии автомобиля, кредита и поездок за границу. По результатам исследования территория РФ оказалась поделена на четыре группы регионов: чем выше рейтинг, тем благополучнее социальная ситуация.
Результат получился довольно неожиданным, особенно, если сравнивать его с устоявшимися представлениями о состоянии дел в отдельных городах, областях, да и в стране в целом.
Так во многих областях, где экономическая ситуация оставляет желать лучшего, жители вполне довольны текущим положением дел. Например, салатовый цвет, символизирующий оптимизм жителей, на карте рейтинга приятно выделяет Вологодскую область на фоне пессимистичной красноты соседей — Карелии, Архангельской и Мурманской областей. Не важно, что по общим экономическим показателям Вологодская область не слишком отличается от соседей, что её бюджет, как отмечает сам губернатор, критически дефицитен, — по уровню социального самочувствия она занимает центральную позицию в группе регионов с высоким рейтингом.
По мнению главы фонда «Общественное мнение» Александра Ослона, это результат того, что, отвечая на вопросы социологов, люди опирались на свои ожидания позитивных или негативных перемен, а не на реалии политической или экономической обстановки. Два жителя соседних регионов, проживающие в одинаково плачевных условиях, могут совершенно по-разному оценивать свои перспективы, если у одного из них начальник — казнокрад, а в селе закрыли единственный фельдшерский пункт, а у второго мэр имеет репутацию честного человека и вдобавок разбил парк на месте городской свалки.
В случае с Вологодчиной можно в один день напугать всех, рассуждая, как плохи дела с бюджетом, а в другие шесть всех вдохновить, открыв путепровод в Вологде или умело, громко расселив единственный ветхий дом в Верховажье...
Возникает вопрос: почему Москва с репутацией главного протестного региона страны окрашена зеленым? Исследователи предлагают два ответа. Во-первых, массовые московские акции на поверку не такие уж и массовые. Недовольство нескольких сотен граждан в городе с населением в 10 тысяч человек выглядит куда масштабнее самой громкой протестной акции в столице, где общее число жителей приближается к 12 миллионам. Во-вторых, характер региональных протестных акций, как бы странно это ни звучало, обычно на порядок острее московских. Столичные протестные акции, как правило, вызваны либо конкретными правительственными инициативами (к примеру, реформой РАН), либо абстрактным недовольством властью и желанием политической самореализации. Это в любом случае «долгоиграющий» повод, который подразумевает работу на перспективу. В регионах протестные акции обычно стихийны, касаются экстремальных жизненных ситуаций и затрагивают интересы широкого круга местных жителей: к примеру, авария на теплотрассе зимой, антимигрантские выступления или недовольство бездействием полиции в определенных ситуациях. В ближайшее время фонд Константина Костина готовится запустить сайт, где любой желающий может более подробно ознакомиться с методологией, критериями и результатами исследования, а также изучить рейтинги по конкретным вопросам опросов.
Илья Неведомский
«РМ»
04.09.2013
«Впереди ещё много работы»
Накануне глава региона Олег Кувшинников принял участие в торжественном пуске движения транспорта по виадуку, соединяющему центр Вологды с микрорайонами Лукьяново, Станкозавод и Куролит.
Ещё в начале 2012 года, по итогам поездок по всем муниципалитетам области и в ответ на многочисленные обращения жителей областной столицы, Олег Кувшинников включил строительство развязки в свой личный «Список первоочередных дел.
Несмотря на финансово—экономический кризис, размер субсидий, выделенных в 2012-2013 годах из областного бюджета на строительство виадука, ключевого для Вологды объекта инфраструктуры, составил 630 млн. рублей. Развязка пока пущена по временной схеме — по словам губернатора, выполнен только первый этап строительства: «Впереди еще много работы».