«Живите долго и красиво»

 

 

 

 

В среду, 1 июля 2009 года, от остановки сердца умерла певица Людмила Зыкина. Как сообщают информационные агентства, несколько дней назад Людмила Георгиевна перенесла инфаркт, и вот сейчас сердце не выдержало. 10 июня ей исполнилось 80 лет. Свой юбилей певица собиралась отметить большим гастрольным туром по стране, начав его во Владивостоке. Концертов не будет…

 

Ушла из жизни великая певица, ставшая для нашей страны, для всего мира живым, материальным воплощением понятия «русская песня». А вместе с ней ушла целая эпоха, отразившаяся в жизни Людмилы Георгиевны, которая сама по себе стала идеалом реализации Большой Советской Мечты.
 

Большое видится на расстоянии и становится понятно, что Людмила Георгиевна действительно очень много сделала для развития музыкальной культуры народной песни. Успех у Зыкиной был оглушительный, она «рвала» любые залы, причем без разницы – были ли это матросики в Доме офицеров где-нибудь на Камчатке или чопорная публика в концертном зале Мельбурна. Именно благодаря ей фольклор ушел от пресловутых «Валенки-валенки» к сложным и музыкально нагруженным вещам.
 

Не зря же ее творчество высоко оценивали люди, которых в непонимании музыки никак не обвинишь. Именно ей дал свою ораторию Родион Щедрин, и за нее они оба в 1970-м получили Ленинскую премию, а Дмитрий Шостакович утверждал: «Зыкина – не только великолепный интерпретатор, она сотворец, соавтор композитора».
 

В одном из последних интервью Зыкина сказала: «Жизнь ко мне всегда благоволила, и за это я благодарна судьбе. Я прожила такую большую жизнь, прошла через такие жернова – мне уже ничего не страшно».
 

От знакомства с биографией Людмилы Зыкиной может захватить дух у кого угодно. Она не просто «вышла из народа», - а из самых что ни на есть низов – в самые что ни на есть князья. Семья рабочего хлебозавода и больничной нянечки ютилась в крошечной шестиметровой комнатке на окраине Москвы, где будущей всемирно известной певице приходилось спать под столом.
 

Когда началась война, 13-летней девчонке пришлось бросить школу и пойти работать токарем на станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе – там давали рабочую карточку. На соседнем станке, кстати, работал такой же подросток Николай Чикирев, который позже станет директором завода и с которым Зыкина дружила всю жизнь.
 

«У меня не было ни детства, ни юности. Я рано начала работать, поздно пошла учиться. Все время пыталась кого-то догнать – так и живу в этом ритме», - рассказывала Зыкина. И суровую правду этих слов вместе с ней могли разделить многие люди ее поколения.
 

Потом, уже после войны, было чудесное начало музыкальной карьеры: в 1947 году из полутора тысяч претендентов в хор имени Пятницкого взяли четверых - троих парней и Людмилу.
 Потом, была потеря голоса – от потрясения смертью матери. Потом, когда голос вернулся, был новый конкурс - в хор русской песни Всесоюзного радио – и неожиданный, невиданный взрыв творческой популярности, который пришелся на 60-е годы, когда со своими лучшими песнями Зыкина объездила всю страну и почти весь мир.
 

Хрущев, и Брежнев, такие же «выходцы из низов», искренне любили народную песню и поэтому очень благоволили главной фолк-певице страны. С премьер-министром Косыгиным народная молва их вообще поженила. Она дружила с министром культуры Фурцевой. До самой ее смерти и пела у гроба подруги песню-плач «Ох, не по реченьке лебедушка все плывет...».
 

Отчего-то считается, что Зыкина пережила свое время. В последние годы Советского Союза, когда народная песня для нового поколения стала анахронизмом, ее монументальная фигура, неизменно появляющаяся на каждом концерте, воспринималась олицетворением песенной замшелости и рутинности – «ну вот, весь мир рок слушает, а у нас опять Зыкина». Никто не вспоминал о том, что том интересе, который в свое время символы рока - «Битлы» проявляли к творчеству Зыкиной. И даже пытались вместе с ней записать «Калинку».
 

А теперь историей стали и Зыкина, и «Битлз».
 

Теперь уже многое стало не важным: ни восторги, ни обвинения, ни звания, ни награды, ни деньги…
 В «сухом» остатке – вечная народная память и любовь. К огромному Таланту, так удачно совпавшему в одном человеке с большой и глубокой Личностью – яркой, свободной несмотря ни на что. И эта внутренняя свобода соседствовала в Людмиле Георгиевне с большим достоинством – она знала себе цену, потому и не было в ней ни чинопочитания, ни заискивания перед суетной и быстротекущей модой.

Фото – ИТАР-ТАСС

Поделиться
Отправить