Какая боль — 11:0! Футбольная сборная России одержала самую крупную победу в своей истории
В старом цирке была традиция борцовских поединков, когда атлеты заранее договаривались, кто кого положит на лопатки. И, чтобы создать интригу для публики, далеко не всегда в этом, как теперь бы сказали, «шоу» выигрывал сильнейший. Довольно часто в соперники к профессиональным борцам приглашались желающие из публики — «подсадные» или настоящие зрители, тогда расправа опытного бойца с любителем превращалась в особого вида потешное зрелище...
Нечто подобное мы могли наблюдать вечером в пятницу, когда российская футбольная сборная встретилась с национальной командой Брунея (государство в Юго-Восточной Азии с населением менее полумиллиона человек). Главный тренер Валерий Карпин на самом деле мог выставить на эту игру любой состав — последний кандидат в нашу первую команду заведомо был по футбольному круче лучшего игрока брунейцев.
Сама игра почти все время напоминала встречу взрослой профессиональной команды с детской, ещё больше — будила воспоминая о детских годах проведённых во дворе, когда взрослым ребятам вдруг вздумается погонять мяч на поляне и в соперники они великодушно приглашают нас — десятилетних пацанов. А потом — разделывают «под орех» с сухим счётом.
Вот этот «орех» мы наблюдали на поле стадиона в Краснодаре — кто со стыдом, кто с негодованием, а кто-то и с болезненным азартом, ожидая, на каком счёте остановится команда России. Остановилась на 11:0, последний, «рекордный» мяч на 88 минуте забил Арсен Адамов.
Это круче предыдущего достижения — 9:0 в отборочном матче чемпионата Европы-2020 против Сан-Марино. Но та игра воспринималась просто как казус, почти неизбежно возникающий при слепом жребии любого официального турнира. Эта же — как позорное следствие тупика безнадёжности, в котором сегодня оказался наш футбол по отношению к международным состязаниям. Когда не нас выбирают, а мы выбираем из того, что осталось и уговариваем кого угодно сыграть с нами за деньги.
Мы не случайно вспоминаем историю — жизнь сегодня такая, что заставляет вспоминать о прежних годах, когда советский (да и российской, в общем, тоже) футбол только рождался. Когда он ещё сам не понимал своей настоящей силы. Тогда проверкой оказалось турне 1937 года по СССР сборной Басконии (был непродолжительное время до победы генерала Франко такой автономный район в Испании), футболисты которой в составе испанской сборной принимали участие в чемпионате мира-1934.
То турне завершилось почти полным триумфом басков, только сборная Ленинграда (2:2) и московский «Спартак» (6:2) сумели оказать достойное сопротивление. Но то, напомню, были первые ещё почти детские шаги отечественного футбола.
А то, что произошло вчера — пожалуй, уже можно назвать признаками его, футбола, деградации. Которая началась не вчера, конечно, и не во многом рубежном для нашего спорта 2022 году. Гораздо раньше. Почти сразу после пика, достигнутого клубами и сборной в 2007-2010 годах (два кубка УЕФА, завоёванных ЦСКА и «Зенитом», плюс, Суперкубок питерцев и бронзовые медали чемпионата Европы).
После этого успехи наших команд в международных турнирах явно пошли на спад, а, учитывая качество игры, воодушевивший страну выход сборной на домашнем мундиале 2018 года в ¼ финала скорее можно назвать результатом удачного стечения обстоятельств, чем закономерностью...
Возможно, это к делу не относится, но трудно отделаться от ощущения наличия странной закономерности. Если посмотреть на сопутствующий внутриполитический фон, трудно отделаться от ощущения, что футбольные успехи советской/российской команды проявлялись тогда, когда в стране ослабляли политические «гайки» (в «оттепель» 50-60-х, в «травоядные периоды» застоя 1970-х и накануне Перестройки в конце 80-х, в «тучные «нулевые») и куда-то испарялись при проявлении «заморозков».
Сегодня на дворе снова «подморозило», и футболисты ставят новый «рекорд», избивая любителей из Брунея. Хотя в чисто футбольном смысле для сборной полезней было бы сыграть с одним из клубов-лидеров РПЛ — «Краснодаром», «Зенитом» или «Локомотивом».
Но как раз политически (спорт ведь вне политики, да?) важны именно международные матчи, пусть они по качеству и «для галочки». При этом комментаторы пытаются и в таких матчах, которые настоящие болельщики называют откровенным «г...ом», находить позитив. Говорят, например, что это — возможность показать игру сборной страны провинции. Конечно. Но, во-первых, кто не давал показывать нашей глубинке игру сборной в лучшие для них (глубинки и сборной) времена, а, во-вторых, лучше бы провинция эту игру не видела, если честно.
Ещё указывают на то, что такие игры заряжают самих футболистов хорошим настроением, мол забивать за сборную приятно кому угодно. Что за такие матчи всё-таки дают очки к рейтингу ФИФА, что нужно отрабатывать обязательства перед спонсорами РФС и оставаться в «календаре событий», давая отпор «изоляционистским настроениям».
Это, конечно, да. Старый писатель Виктор Шкловский любил рассказывать о том, что раз в год те самые цирковые борцы, с которых мы начали этот рассказ, сворачивали свой балаган и отправлялись в город Гамбург. Чтобы там, закрывшись от публики, в настоящих, а не фальшивых поединках между собой выяснить, кто же на самом деле сильней. Из этой традиции, родившей современный спорт, произошло выражение «по гамбургскому счёту», означающее подлинное качество чего угодно.
Хочется, чтобы и наша команда наконец прошла такую проверку, а мы бы за неё порадовались. А игра с Брунеем, конечно же, забудется, как имеют обыкновение забываться ночные кошмары и стыдные поступки. Ну, а рекордный счёт останется — в назидание потомкам...
Сергей Бесков
СамолётЪ