Субботнее чтение. Человек убегающий или пять способов спрятаться от неприятной реальности
Его книга «Синдром самозванца. В клубе самых успешных и талантливых людей планеты» только что вышла в ИД Азбука-Аттикус. И посвящена различным типам эмпирического избегания — набору психологических уловок, с помощью которых мы пытаемся уменьшить тревогу, сомнения в себе или другие неприятные эмоции. Жертвуя при этом чем-то очень важным. «Никто не хочет чувствовать себя некомфортно, но когда мы полагаемся исключительно на свое стремление к комфорту, часто жертвуем своими ценностями. Обмениваем работоспособность и стремления на психологическую негибкость», - пишет Стоддард.
Мы предлагаем ещё несколько любопытных выдержек из новой книги.
Перевод с английского Татьяны Шавронской; ответственный редактор Арина Миронова. Оригинальное издание: ‘Imposter No More. Overcome self-doubt and imposterism to cultivate a successful career’, by Jill Stoddard, phd (Hachette, 2023)
За двадцать лет работы в качестве практикующего специалиста по психическому здоровью и тревожности я обнаружила, что людей, обращающихся к вредным формам избегания, можно разделить на пять основных типов: Деятель, Прячущийся, Импульсивный, Другой и Мыслитель. Скорее всего, вы время от времени используете все эти виды избегания, но один из них будет вашей основной стратегией.
Определив свой тип избегания, вы сможете выявить закономерности и сделать более приемлемый выбор. В этой главе мы определим вашу основную тактику избегания. Осознание того, как вы ведете себя в эмоционально сложной ситуации, — важнейший шаг к изменению поведения и обретению большей психологической гибкости.
Деятель
Деятели стремятся быть занятыми. Они часто избегают эмоциональной боли, не оставляя в своей жизни места переживаниям. Режим Деятеля — это делать, делать и еще раз делать. Деятели постоянно составляют списки, бегают туда-сюда, выполняя задачи, и радуются, когда вычеркивают очередной пункт.
Если ваш инстинкт Деятеля особенно силен, то вы можете даже вносить в список уже выполненные дела, только чтобы испытать удовлетворение от их выполнения. Деятели склонны к трудоголизму, они одержимы бесконечным получением знаний, навыков, сертификатов и степеней, только бы не чувствовать себя неполноценными. Эти люди также могут заниматься вещами, которые кажутся продуктивными, например хобби или «заботой о себе», но на самом деле подобные занятия зачастую служат скрытыми формами избегания.
Например, Деятель может пойти поиграть в гольф или сделать маникюр в свободное от работы время, т. к. считает это куда более продуктивным занятием, нежели простой отдых. Деятели крайне болезненно относятся к пустой трате времени и редко отдыхают.
Прячущийся
Когда наш сын Уильям был маленьким, он пережил длительный период постоянных истерик. Его чуть не выгнали из детского садика после того, как он оторвал спаянные кованые ножки от учительского табурета. Уильям регулярно клал украшения в заполненное ведро для подгузников, а кукол и электронику — в унитаз. Он часто срывал простыни со своей кровати, а рубашки — с вешалок. Сейчас мы вспоминаем это со смехом, но в то время совладать с ним было очень трудно.
Чувствуя разочарование и полное бессилие, мой муж стал проводить все больше времени в своем кабинете за компьютером. Это давало ему возможность сделать небольшую передышку (подобная тактика работала, иначе он бы этого не делал), но я оставалась один на один с нашим маленьким дьяволом, и, соответственно, подобное поведение Билли вредило его отношениям с сыном.
Для моего мужа нет ничего важнее нашего брака и детей, и его попытки скрыться от проблем вредили тому, что он ценил больше всего. К счастью, Уильям и Билл в конечном итоге нашли психологически гибкий способ наладить отношения.
Билли — Прячущийся. Это люди, которые ищут утешения, оставаясь незамеченными. При возникновении таких эмоций, как страх, сомнения, гнев, ужас, неуверенность или самозванство, Прячущиеся спасаются от боли, замыкаясь и уходя в себя. Они откладывают дела, изолируются и избегают ситуаций, которые доставляют им дискомфорт. Они часто отвлекаются на такие вещи, как скроллинг социальных сетей, просмотр телевизора, видеоигры, чтение или сон.
Прячущиеся находят утешение в зонах комфорта, но при этом наносят ущерб отношениям, работе и учебе. Они могут браться за задачи, но если им трудно их выполнить, они никогда в этом не признаются из страха подвести других или столкнуться с осуждением. Прячущиеся очень боятся негативной оценки со стороны общества.
Импульсивный
Джей — клиент, чей первый сеанс со мной состоялся в годовщину его попытки самоубийства. У Джея было очень трудное детство, он страдал от множества психологических травм. Джей так и не научился эффективно справляться с сильной эмоциональной болью, поэтому прибегал к селфхарму, насилию по отношению к другим, навязчивым идеям, татуировкам и пирсингу, вдобавок злоупотреблял психоактивными веществами.
Такая модель поведения помогала Джею быстро справляться с эмоциональной болью, но в итоге усложнила его жизнь. Он начал регулярно попадать в больницу или тюрьму, его отношения с другими людьми рушились. Это все лишь усугубляло психологические проблемы Джея. Благодаря терапии он смог постепенно наладить свою жизнь, что привело к сокращению числа госпитализаций и тюремных заключений.
Джей — Импульсивный. Такие люди ищут избавления от дискомфорта с помощью компульсивного и импульсивного поведения: употребления психоактивных веществ, шопинга, селфхарма, еды, азартных игр, секса, вырывания волос, обкусывания ногтей или других ритуалов. Импульсивному типу свойственно прибегать к агрессии и насилию во время приступов злости. Как правило, эмоциональный дистресс в их случае включает в себя напряжение или острое желание.
Хотя компульсивное и импульсивное поведение дает временное чувство облегчения, постепенно оно приводит к снижению чувства контроля над жизнью, поскольку потребность в таком поведении возрастает, а облегчение, которое оно дает, снижается.
Другой
Когда Дженни приглашают на ужин или в кино, она всегда ориентируется на то, что хотят съесть или посмотреть другие люди. Когда я беседовала с ней, она сказала: «Это стало моей привычкой. Я всегда принимаю решения с оглядкой на свое окружение».
Дженни не раз задавалась вопросом: действительно ли у нее есть собственное мнение о музыке, политике и т. д., поскольку она редко тратит время на обработку информации, прежде чем спрашивать мнение других. Полагаясь на свое окружение, Дженни чувствует себя комфортно, т. к. ей нравится радовать других, она избегает принятия «неправильных» решений и избавляется от страха быть брошенной из-за разных взглядов. И ценой такой модели поведения является то, что Дженни упускает возможность попробовать что-то новое. Ей также не хватает уверенности в себе и чувства собственной важности. Дженни никогда не делала выбор самостоятельно, не опираясь при этом на чье-либо мнение. Другими словами, Дженни верит в то, что друзья перестанут с ней общаться, если она не будет к ним прислушиваться, т. к. у нее просто-напросто нет доказательств обратного.
Недавно после долгой борьбы с деменцией скончался отец Дженни. Девушка поняла, что ее склонность ставить интересы других выше своих (например, помогать маме справиться с горем) не позволяет сконцентрироваться на собственных эмоциях. Она избегает своих чувств, фокусируясь на чувствах других.
Дженни — Другой. Эти люди полагаются на окружающих, чтобы избежать боли. Для этого они ищут подтверждения, угождают людям или являются скорее ведомыми, чем лидерами. Подобный тип людей не выбирает самостоятельно кино или ресторан, предпочитая, чтобы это делали за них. Когда Другим приходится принимать решение, они сначала обсуждают это с семьей, друзьями или коллегами, иногда занимаются онлайн-исследованиями (при этом интернет выступает в роли более осведомленного советника). Таким образом, Другой избегает принятия «неправильного» решения, осуждения или негативной оценки. По тем же причинам им трудно проявлять напористость, говорить «нет» и устанавливать свои границы.
Такие люди, как правило, с повышенным вниманием относятся к потребностям окружающих, часто в ущерб своим собственным. Им свойственно извиняться, даже если не были в чем-то виноваты.
Иногда жизненный маятник Других может качнуться: пассивность и угождение людям превращаются из любезности в гневное недовольство. Это негативно сказывается на межличностных отношениях. Аналогичным образом, если Другой стремится получить чрезмерное количество подтверждений своего мнения, это также может накладывать отпечаток на отношения.
Мыслитель
После окончания магистратуры Аннабель пригласили на ежегодную встречу выпускников. Она была абсолютно уверена, что хочет пойти, т. к. ей было важно увидеться со своими бывшими одноклассниками. Но вместо того чтобы сразу ответить согласием на приглашение, Аннабель несколько недель взвешивала все за и против. Вот некоторые из тех мыслей, которые крутились у нее в голове:
«Мне придется уехать на все выходные — хочу ли я этого? Могу ли я оставить собаку? А где я буду жить? Как долго я там пробуду? А кто еще приедет? Придется ли мне делить с кем-то комнату? А как быть с риском заболеть коронавирусом? Бензин очень подорожал, к тому же ехать довольно долго».
Аннабель хотела продумать все детали. Это давало кратковременное ощущение контроля над ситуацией, ведь она обнаруживала проблему, которую тут же решала. Однако Аннабель испытывала стресс всякий раз, когда думала о мероприятии. Аннабель тянула с согласием на приглашение до последней минуты и в конечном итоге решила поехать.
Она сравнила свой мыслительный процесс с занятием на беговой дорожке — тренируется усердно, но ничего нового не получает. Чрезмерные размышления изматывали Аннабель. Она также рассказала, что, несмотря на внешнее спокойствие, в ее голове слишком много мыслей, которые заставляли ее чувствовать себя одинокой. Ее мыслительные ритуалы создавали ощущение давления и напряжения, что вынуждало Аннабель перенимать модели поведения других типов избегания: Импульсивного (например, селфхарм) или Другого (например, обращение к близким и друзьям за советом).
Аннабель — Мыслитель. Такой тип людей уменьшает дистресс и избегает его посредством беспокойств и размышлений, продумывая все возможные варианты развития событий и чрезмерно анализируя каждую ситуацию.
Мыслитель постоянно находится в своей голове. Он беспрестанно беспокоится и думает, планирует, как поступить в случае наихудшего развития событий, анализирует прошлые разговоры, опыт или сообщения в соцсетях, а также планирует другие беседы. Эти когнитивные стратегии дают ощущение подготовленности к любому раскладу событий, а также контроль и уверенность. Но еще они приводят к переживаниям по типу «а что, если…» и могут ограничить способность Мыслителя по-настоящему присутствовать в настоящем.
Некоторые Мыслители также имеют высокую склонность к другим типам избегания. Как сказал мой муж, относящийся к Прячущимся: «Чрезмерная склонность к рефлексии заставляет меня прятаться от проблем». В случае с Аннабель тяга к обдумыванию приводит ее к моделям поведения Импульсивного и Другого типа избегания. Две из этих стратегий являются активными формами избегания (Деятель и Импульсивный), две относятся к пассивным (Прячущийся и Другой), а последняя (Мыслитель) представляет собой сочетание активной и пассивной стратегий.
Каждая из этих стратегий приносит определенную пользу, однако все они обходятся недешево и в конечном итоге приводят к еще большему дистрессу и необходимости продолжать избегать. И, конечно же, подобные модели поведения отдаляют нас от наших ценностей. Вы можете определить свою основную стратегию избегания, пройдя тест на сайте www.jillstoddard.com/quizzes (англ.).
Подготовил Сергей Михайлов
СамолётЪ