Из жизни денег. Когда экономика исполняет настоящие желания. Или лучше инфляция, чем дефицит
Иными словами, как справедливо замечает ТК с «говорящим» названием «Деньги и песец», естественной и нормальной реакции одной части российской экономики на действия другой её части: «человеческого/потребительского» сектора экономики в ответ на накачку «правительственного/производственного» сектора.
«Производственный» сектор поглощает ресурсы, «потребительский» требует все бОльших объёмов кредита на сокращающемся рынке. Но производственный тоже отвечает расширением кредита. В результате в стране становится больше денег, меньше потребительских товаров, следовательно выше цены. Кроме того, нужно всё время следить за санкциями, а то ещё и с импортом могут быть проблемы.
У финансового же регулятора, чем дальше, тем меньше возможностей «давить инфляцию» — Центробанк пугает, а заемщикам не страшно.
Вот ЦБ и хочет сказать: вы, наконец, решите, чего вам больше хочется — роста ВВП или повышения объёмов и качества потребления. Если роста ВВП — никаких проблем, вот он. Если качества потребления — то структурную трансформацию нужно разворачивать в другую сторону.
«Экономика — такая штука — она делает не то, что вы „говорите“, а то, что вы хотите, — пишут в своём комментарии к заявлению ЦБ авторы канала. — Например, правительство ведь не говорит, что хочет любой ценой увеличить выпуск определённых видов промышленной продукции, и чтобы инфляция сожгла сбережения людей и правительственные обязательства. Нет, правительство говорит про сбережение и развитие. А экономика „знает“, чего на самом деле хочет от неё правительство, и исполняет желания — вот вам рост выпуска там, вот вам инфляция тут. Всё, как хотите, можете не благодарить».
Кроме того, на экономику влияют не только настоящие желания, но и настоящая мотивация «министров-капиталистов», и примкнувших к ним управляющих «экономическими субъектами», которые на самом деле знают — за что с них спросят по понятиям, а за что не спросят
Обязательно спросят, к примеру, за «выпуск определённых видов». За всякий же там «рост цен» — спрашивать не будут. Ну, дорого и дорого, дело такое: лучше дорого, но есть, чем недорого, но нет, лучше инфляция, чем дефицит. Потому что, кому «положено» — тому заплатят выше инфляции, кому «не положено» — значит, ему и не надо.
В общем, «маленькое» начальство обязательно знает, что по-настоящему нужно «большому» — и именно это и выполняет.
«Деньги и песец» напоминает: «сколько было причитаний начальства — денег нет, ни на то нет, ни на это. Когда „понадобилось“ — деньги нашлись в пять минут. Все, наверное, слышали эту песню — чтобы отремонтировать школу надо объявлять национальный проект, чтобы купить лекарство ребёнку — ну, тут уже или собирать всем миром, или принимать новый бюджет, потому что „денег нет“. Но вы слышали когда-нибудь, чтобы денег не хватало на нефтяной терминал „под экспорт“?»
Поэтому, на что «надо» — находятся и ресурсы, и деньги, а вот если на что-то ни ресурсов, ни денег не находится — значит, начальству это «не надо», что бы оно там кому не говорило...
Подготовил Илья Неведомский
СамолётЪ