«Северсталь» хочет использовать опыт Google. Александр Шевелёв рассказал об IT-планах компании на фоне IT-санкций Минфина США
12 июня Минфин США запретил оказывать в России услуги по ИТ-консультированию и проектированию, а также предоставлять техподдержку и облачные услуги для ПО в сфере управления, проектирования и производства. Запрет затронет все российские лица, вне зависимости от отрасли и персональных санкций и вступит в силу 12 сентября.
После чего поставщики промышленного и бизнес-софта из США должны будут получать экспортные лицензии для поставки в Россию своего ПО или его обновлений.
Впрочем, в пресс-релизе сказано, что новые санкции направлены против российского ВПК и не должны нарушить работу гражданского общества, для защиты которого предусмотрены две генеральные лицензии, 25D и 6D.
Одна из них (с оговорками, исключающими госСМИ) выводит из-под санкций услуги, связанные с обменом сообщениями через интернет (сюда входят почта, соцсети и мессенджеры, обмен фотографиями и фильмами, веб-карты и многое другое), а также разрешает поставку софта, оборудования или технологий, предназначенных для коммуникации в интернете. Другая лицензия разрешает обновление программного обеспечения медицинского оборудования и устройств.
Вне зоны доступа
Зато под запрет попадут решения для инженерного проектирования (например, AutoCAD) и системы управления бизнесом и производством (CRM, ERP), которые выпускают компании SAP, Oracle, Microsoft и другие. Последние плохо поддаются импортозамещению: хотя SAP, крупнейший поставщик бизнес-приложений в мире, объявила об уходе с российского рынка почти сразу после начала СВО, ее программы по-прежнему используют «Камаз», «Северсталь» и другие компании. Все это сложные и дорогие программные комплексы, полных альтернатив которым до сих пор нет.
Часть российских компаний использовали продукцию SAP в формате On-Premise, то есть устанавливали и использовали программное обеспечение SAP на своих собственных серверах и оборудовании, а не в облаке. В этом случае они могут продолжать использовать ПО без доступа к обновлениям, однако есть риск блокировки — тогда компании просто потеряют доступ к своим данным, предупреждают эксперты.
Та же «Северсталь» в течение 15-лет интегрировала продукты SAP в свою систему корпоративного управления и управления производством. Благодаря чему в компании была построена система, которая позволяет, как заявлял гендиректор компании Александр Шевелёв, «получить лучшие технологические решения в области программного обеспечения всех бизнес-процессов компании». Лучшие в России. И такая система была построена в аккурат перед началом СВО.
И почти сразу же «Северстали» пришлось начинать заниматься импортозамещением своего промышленного и управленческого ПО. Не то, чтобы делать всё с нуля, но в значительной степени уже вложенные средства оказались выброшенными на ветер.
Правда, в правительстве план по развитию отечественного инженерного и промышленного ПО начали готовить еще в 2021 году. Спецоперация процесс не ускорила — по последним сообщениям переход на отечественные инженерные системы планируется только после 2030 года.
Google нашего времени
Правда, на «Северстали» рассчитывают получить импортозамещающий IT-результат раньше — уже в следующем году. Об этом гендиректор компании Александр Шевелёв в четверг рассказал в интервью профильному изданию CNews.
По словам Шевелёва, компания Алексея Мордашова планирует инвестировать в ИТ ежегодно в среднем около 14 млрд рублей, а ориентир прироста EBITDA от цифровых технологий к 2028 году может составить 20 млрд рублей.
Уже сейчас, к примеру, на «Северстали» внедрено порядка 60 решений на основе искусственного интеллекта, которые принесли компании в виде дополнительного эффекта без малого миллиард рублей.
Но наиболее приоритетными, отметил Шевелёв, для металлургов всё же являются системы управления предприятием. «Северсталь» в рамках индустриального центра компетенций (ИЦК) «Металлургия» разрабатывает два проекта, относящихся к категории особо значимых: «MES Металлургия» и «IPS Производственное планирование».
«Мы рассчитываем вывести версии решений с полным функционалом на рынок в 2025 году, но уже сейчас мы готовы предложить компаниям отрасли совместное тестирование в версии 1.0 и план внедрения этих решений совместно с заказчиками», — заявил гендиректор. По его словам, первую версию системы «MES Металлургия» в конце прошлого года специалисты «Северстали» внедрили на одном из активов, а в последнем квартале этого года готовятся тестировать её в коксоаглодоменном производстве Череповецкого металлургического комбината — довольно масштабном и одном из ключевых участков производственной цепочки.
Результатом должно стать повышение общей эффективности оборудования до 20%, рост производительности — до 5% и снижение энергопотребления — до 10%.
В числе проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе цифровизации, Шевелёв называет дефицит отечественного «железа», препятствующий переходу на импортонезависимые решения. Но специально созданная рабочая группа по открытому АСУТП (Автоматизированная система управления технологическим процессом, СамолётЪ) с участием таких лидеров отечественного рынка, как «Еврохим», «Газпромнефть», «Сибур диджитал», «Лукойл» и др., пытается решить проблему, работая сразу по 8 направлениям.
«В перспективе это нам даст стратегическое преимущество в вендоронезависимости поставщиков оборудования. Примерно такое же решение приняла компания Google, когда начала разработку открытой ОС Android в противовес iOS», — говорит Александр Шевелёв.
Подготовил Сергей Авдеев
СамолётЪ