Неделя после «Крокуса». Что ещё стало известно о теракте в подмосковном концертном зале?
По горячим следам трагедии в подмосковном концертном зале мы попытались сформулировать несколько вопросов, связанных с терактом, на которые тогда не было ответов. Неделю спустя что-то из неизвестного прояснилось, в что-то так и осталось под завесой информационного «тумана».
Скорбные итоги
Успешнее дело обстоит с прояснением числа жертв и пострадавших при теракте. По состоянию на утро 29 марта удалось выяснить, что пострадали 382 человека, из которых 165 пришлось госпитализировать. В больницах оставались 70 пострадавших. МЧС на неделе опубликовало поименный список из 143 погибших, в пятницу его пополнил ещё один скончавшийся раненый. Таким образом, теракт в «Крокусе» стал рекордным по числу жертв в Москве, обойдя захват заложников на Дубровке в 2002 году (по официальным данным, 130 человек), и третьим в истории современной России после Беслана 2004 года (официально 334 жертвы) и взрыва на борту самолета «Когалымавиа» в 2015 году (224 погибших).
Опоздание силовых служб и с прибытием на место, и с реагированием на нападение объясняется его скоротечностью — террористам потребовалось менее 20 минут, чтобы совершить преступление и покинуть место происшествия.
До сих пор одним из главных вопросов остаётся непрояснённость мотивов террористов, которые предпочли не раствориться в Москве поодиночке, а поехать всем вместе по Киевскому шоссе в сторону Украины и Белоруссии, облегчив тем самым силовикам задачу задержания. К сожалению, общественности пока не были предъявлены подтверждения причастности к теракту Украины и «окна» для террористов с украинской стороны (то есть на самом охраняемом участке границы). Все выглядят так же нелогично, как и действия нападавших. Как, впрочем, и слова Александра Лукашенко о том, что на самом деле террористы ехали в Белоруссию, но свернули в сторону Украины, каким-то образом узнав о блокировке границы.
Террористы оказались теми самыми
Машину с четырьмя террористами перехватили через три часа после теракта, а их самих предельно жёстко задержали. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков пытки комментировать не стал, и только на четвёртый день после появления видео уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова заявила, что пытки при задержании недопустимы (о каких именно пытках шла речь, она, впрочем, не упомянула).
Так или иначе, но все задержанные оказались гражданами Таджикистана. А опубликованное в соцсетях видео, снятое от первого лица самими террористами, со всей очевидностью подтвердило, что «Крокус Сити Холл» атаковали именно те люди, которые были задержаны в Брянской области.
Кто всё это организовал?
Из трёх возможных версий того, кто мог стоять за исполнителями теракта в «Крокус Сити Холле», обоснованные подтверждения получил первоначальный вариант, согласно которому атаку организовала запрещённая в России экстремистская ИГИЛ.
Появилось всё больше подробностей, подтверждающих наличие предупреждения о возможном теракте в Москве, которое 8 марта сделало посольство США в России. Американская сторона заявила, что за день до этого информация о готовящемся теракте была передана российским спецслужбам, причем речь шла именно о «Вилаяте Хорасан» (в американских источниках — ISIS-K), афганском филиале ИГИЛ. Вероятно, эта информация была оставлена без особого движения из-за полного недоверия между спецслужбами. Во-вторых, ресурсы ИГИЛ не только взяли на себя ответственность, но и оперативно опубликовали видео террористов.
При этом версию о том, что теракт — совершенная самим Кремлем провокация под ложным флагом, всерьез не рассматривают даже на «недружественном» России Западе.
То, что «преступление совершено руками радикальных исламистов» по горячим следам теракта признал и Владимир Путин. Правда, президент добавил, что Россию больше интересует заказчик, и намекнул на то, что теракт организован враждебным России Западом.
В четверг вербовку исполнителей через чат «Хорасана» в Telegram подтвердил источник государственного РИА «Новости». Правда, агентство тут же напомнило, что в ФСБ активизацию ИГИЛ у южных границ СНГ связывают с США.
Что решили в Кремле?
Если в своём первом обращении к россиянам после теракта в прошлую субботу Владимир Путин практически воздержался от прямых обвинений в адрес Украины. То уже в своём втором выступлении в минувший понедельник Владимир Путин не оставил сомнений в том, что официальная версия будет именно такой. «Это злодеяние может быть лишь звеном в целой серии попыток тех, кто с 2014 года воюет с нашей страной руками неонацистского киевского режима», — заявил он.
В тот же день уже с более уверенными заявлениями выступили два главных силовика страны — секретарь Совета безопасности Николай Патрушев и глава ФСБ Александр Бортников. Первый в ответ на вопрос о теракте заявил: «Конечно, Украина». Второй дополнил список, сказав, что за терактом «стоят США, Британия и Украина», а потом добавил, что «первичные данные, полученные от задержанных», подтверждают украинский след.
Патрушев и Бортников ограничились простыми заявлениями — а неблагодарная работа по оглашению доказательств «украинского следа» была возложена на Следственный комитет.
Полковник Кузнецов
По данным «Коммерсанта», уголовное дело о теракте (ч. 3 ст. 205 УК РФ) еще 22 марта возбудил старший следователь по особо важным делам Александр Кузнецов из управления по расследованию преступлений против личности и общественной безопасности Главного следственного управления СКР. Назначение было не случайным: именно полковник Кузнецов в свое время разбирался в обстоятельствах совершенных в 2010 году смертницами на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры», в которых погиб 41 человек и еще 88 получили ранения.
Учитывая масштабы теракта в «Крокусе», группу полковника Кузнецова расширили за счёт сотрудников других управлений главка, а затем в руководстве комитета и вовсе решили передать дело в управление по расследованию военных преступлений, геноцида и реабилитации нацизма, сотрудники которого с 2014 года разбираются в преступлениях, совершённых украинскими националистами, ВСУ, СБУ и прочими. К производству его принял начальник управления полковник Максим Денисов. При этом и следователь Кузнецов остался в группе.
СК уже несколько раз отчитывался о результатах. В понедельник глава комитета Александр Бастрыкин заявил, что задержанные «дали подробные показания о заказчиках» — но ничего о них рассказал. В четверг в СК сказали, что анализ технических средств и финансовых операций террористов дал «доказательства их связи с украинскими националистами» — какими именно, тоже не уточняется. А в пятницу комитет объявил, что терактом с помощью голосовых сообщений через Telegram руководил человек, представлявшийся псевдонимом, а после атаки террористы по его указанию поехали за вознаграждением в Киев. В ходе первых допросов (которые, как теперь понятно, проходили весьма «интенсивно») один из нападавших сказал, что за теракт им пообещали по 500 тысяч рублей.
Таким образом, несмотря на всю активность СК и наличие задержанных, за неделю пока что никаких доказательств по рабочим версиям о заказчиках теракта российские силовики не предъявили. Вполне возможно, что их особо и не ждут — как утверждают источники Bloomberg, в Кремле всерьёз не верят в «украинский след». Но есть желание использовать момент, чтобы укрепить образ врага, как враждебного России государства.
Подготовил Илья Неведомский
СамолётЪ